Храм Вятки с 300-летней историей

744b9-0000

7 июля  2013 впервые в истории Вятской епархии от храма Иоанна Предтечи до памятника благоверным князю Петру и княгине Февронии, благоустроенном в северной части Александровского парка, состоялся Крестный ход во главе с митрополитом Вятским и Слободском  Марком. Крестный ход хоть и пространственно невеликий был самый настоящий: с хоругвеносцами, с иконами, с пением епархиального хора, с радостным сонмом Вятских священнослужителей и со множеством… детских колясок, которые катили в гуще крестоходцев счастливые папы и мамы, ибо Крестное передвижение было приурочено к памяти святых благоверных супругов князя Петра и княгини Февронии, издревле почитавшихся на русской земле как покровители семьи. Радостно было идти с молитвой по древней части города, пройти через центральные ворота известного далеко за пределы Вятки исторического парка, благоустроенного в честь посещения города императором Александром I и по широкой зеленой аллее двигаться в сторону памятника, символизирующего семейные святыни. В крестном ходе приняли участие  без малого человек триста как прихожан храма Иоанна Предтечи, так и других городских приходов.

Престольный праздник_24

Сегодня в части православного общества есть некоторый скептицизм по поводу созидания памятников, посвященных национальным героям Духа Божьего.  Утверждается мысль, что памятники – это рудиментарный остаток политеизма, языческий пережиток, что вместо них благоразумней в честь святых созидать храмы и часовни. Люди, соглашающиеся с этими положениями, так же считают, что в Православии первенствует иконописное изображение, а памятники есть рецепция католицизма, слишком грубое материальное воплощение христианского символического восприятия святынь. Переходя к практическим соображениям, они заканчивают тем, что молебны у памятников и панихиды у вечного огня духовно сомнительные действия.

Престольный праздник_26

Далеко размахнулись! Действительно, прекрасно и намного значительней строить соборы и часовни в память русских святых, чудесно  украшать храмовые стены честными иконами с их изображениями. Это бесспорно, но по известному выражению, одно другому не мешает. В церковной сокровищнице накоплен многообразный духовный опыт, способный преобразить любой психофизический тип человека, утолить любые душевные предпочтения и чаяния. Кому-то по душе служба в великом кафедральном соборе, кому-то в уютной сельской церкви, другому по сердцу только долгие монастырские всенощные бдения, четвертому на соседней улице Евхаристия в приходском храме. Один человек предпочитает молиться перед древними образами, второй любить палехскую иконопись, последней ценит работы иконописца Зенона. Кто-то принимает монашество, кто-то умножает в мире семейные ценности. Каждому свое. В этом дарованном нам Духом Божиим   многообразии церковного опыта утверждается икономичный образ бытия Церкви, когда каждый член волен свободно избирать для себя путь восхождения ко Христу. И не думаем, что памятники святым на этом пути будут стоять «камнями преткновения». Аристотель справедливо определял, архитектуру как  «род общественной красоты».  Красивый дом в карман не положишь и в буфете не утаишь. Своим внешним видом он радует всех.

Престольный праздник_23

Памятники в некотором смысле есть подобие аристотелевского отношения к архитектуре. Они тоже «род общественной красоты» и служат не только для украшения садов, улиц, скверов и парков, но и для нравственно-исторического воспитания самосознания народа. Сегодняшнее повсеместное установление памятников русским святым есть начало доброй традиции интеграции христианских ценностей в общекультурный ландшафт современных мегаполисов. Не на всяком месте можно поставить храм или часовню, тем более в  парковых или садовых зонах, зато памятник достойно впишется  практически в любое пространство для отдыха. Теперь возникает другой вопрос: стоит ли устраивать крестные ходы к памятникам и совершать молебны возле них?

Престольный праздник_27

Просим отметить важное отличие не «перед» памятниками, а «возле». Впрочем, не совсем точно и говорить, что крестный ход совершается к памятнику. Крестный ход совершается сам по себе, и может быть завершен в любой точке  земного пространства, хоть в чистом поле, хоть у пожарной каланчи. Решение о путях крестного хода принимает Церковь. В нашем случае, исходя из логики празднуемого события всем российским обществом «Дня семьи» в день памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии, Церковь утвердила совершить молебное пение в общественном месте у памятника, посвященного этой святой русской семье, чтобы все желающие могли принять в нем  посильное участие. А так как до памятника необходимо было еще и дойти, то и получилось к нему торжественное шествие с хоругвями, иконами и пением.

 

Христос в беседе с самарянкой Фотиньей наставлял, что «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме... истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4. 21-24).  «И наступило уже» время!  7 июля участники крестного хода  совершали молитвословие «в духе и истине»  «не на горе сей, и не в Иерусалиме», а в Александровском парке. И, разумеется, не стоит забывать слова Сына Божьего, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18.20). Собравшихся же на крестный ход 7 июля было никак не меньше!

07072013403

Еще три-четыре года назад невозможно было представить, чтобы православный молебен с участием  множества людей состоялся на территории  общественного парка. И не только потому, что не было праздничной причины, сам парк являл собой жалкое зрелище: разбитые скамейки, исписанные ротонды, мусор, хлам, подгнившие ветви деревьев, пивные гогочущие компании и опасная темнота по вечерам, не парк, а криминогенная зона. Какие уж тут молебны! Слава Богу, сегодня парк преобразился неузнаваемо. Скамейки поставлены новые, аллеи освещаются фонарями в стиле газовых фонарей девятнадцатого века, детвора качается, крутится и вертится на  карусельных аттракционах, кусты выровнены, кругом чисто, старинная витбергская решетка сада исправлена и покрашена, стоящие вдоль дорожек киоски заманивают покупателей сладостями и газировкой. Мирская «благодать возблагодать!» Крестный ход широкой рекой влился во входной каменный портал сада Александра и, затопив центральную аллею, круто повернул к памятнику Петра и Февронии. Епархиальный хор пел без передышки, привлекая дружелюбных зевак и новые семейные пары, пришедшие в солнечный воскресный день прогуляться в парке.

О памятнике благоверным князю Петру и княгине Февронии

Скульптурные композиции «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские» устанавливаются в российских городах с 2009 г. в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 г. Цель установки памятников — создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине.

Престольный праздник_34

Перед началом крестного хода мы спросили у некоторых наших прихожан: не смущает ли их, что предстоящий крестный ход завершится у памятника святой семьи? Ответов было много, но все они свелась к одному основному положительному  обоснованию: «Все логично. Общество должно знать свои святыни. Памятник – тоже икона, только в камне. Важно, чтобы «памятникизация всей страны» была построена на высоких нравственных идеалах».

 Престольный праздник_35

Крестный ход достиг точки своего прихода. Хоругвеносцы разместились перед лицевой стороной памятника. Священнослужители во главе с митрополитом Марком приняли благочестивое расположение. Народ окружил своих духовных наставников и начался молебен святым благоверным Петру и Февронии. Благодаря радиомикрофонам и современной усиливающей аудиоаппаратуре все песнопения, священные возгласы, чтение Евангелия и молитвы были хорошо различимы. Радостные улыбки (и почему бы немного не поулыбаться, принимая участие в такой благолепной службе?) на лицах молящихся мелькали, как солнечные зайчики на протяжении всей небольшой молитвенной службы. Где-то сбоку, заинтересовавшись происходящим,  пристроился даже  огромный рекламный «Майонез» в кроссовках. Пусть послушает, дольше сохранится.

После завершения молебна владыка Марк вновь поприветствовал собравшихся и сказал краткое утешительное слово: «Возлюбленные братья и сестры, мы совершили крестный ход накануне всероссийского праздника «Дня семьи». Бог сотворил человека по своему «образу и подобию» и даровал ему «помощницу» Еву, чтобы род людской наследовал землю и, возделывая райский сад, два человека в этом труде стали единым целым. Святые отцы говорят о семье как о «малой церкви». От ее крепости зависит благостояние нашего государства, о котором шла слава по всей Святой Руси. Пусть каждая семья  хранит и возделывает свою «малую церковь», тем самым умножая силу и мудрость Российской Державы».

Престольный праздник_30

После торжественной молебной части крестного хода хор Вятской епархии под руководством Людмилы Телегиной предложил собравшимся прослушать несколько замечательных концертных номеров, в числе которых были: стихира, посвященная Петру и Февронии и  знаменитое песнопение «Русь называют святою» архидиакона Романа (Тамберга).

07072013408

Хор звучал светло, мощно и убедительно слаженно, так что музыкальный духовный аккорд, завершивший первый исторический крестный ход накануне «Дня семьи» к памятнику святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, стал еще одним украшением праздничного священного пешешествия. Надо отметить так же, что обилие детских колясок с моторчиками из мам и пап, не повлекло за собой ни одного автоколясочного столкновения. Участники крестного хода малыми ручейками растеклись по дорожкам и аллеям старинного парка, продолжая праздник в самостоятельном режиме.