Храм Вятки с 300-летней историей

 

 

7018

В преддверии праздника всех  святых, в земле Российской просиявших, мы решили напечатать четвертую часть работы «Волшебники живут среди нас». Ее основная тема, как раз посвящена Новомученикам и Исповедникам Российским, подвиг которых мы только еще пытаемся постичь во всей его  христианской глубине,  «неслыханной простоте» и открытости. Все части связаны между собой одним замыслом, однако, каждая часть имеет самостоятельное значение. Их можно читать в любом порядке. Мы могли бы напечатать их все вместе, но интернет-среда предписывает свои правила формирования текста. Перед тем как перейти к центральному вопросу статьи скажем еще несколько предваряющих слов о чудесах Христовых, опираясь на духовно-трезвые суждения одного из замечательных иерархов 19 века, святителя Игнатия Брянчанинова. В его век грубого рационализма, площадного упрощения тайны человеческого сознания, известная горяченная потребность в «чудесах и знамениях» среди части русского общества ощущалась крайне остро. Святитель не мог не откликнуться на эти  злободневные душевные чаяния здравым апологетическим словом. В своих воззрениях на чудеса он их осмысливает в традициях святого архиепископа Иоанна Златоуста, что для наших выводов немаловажно. 

Взгляд святителя Игнатия на чудеса 

«Обратимся теперь к рассмотрению чудес, совершенных Господом нашим Иисусом Христом. Они – дар Божий человечеству. Но как принятие спасения предоставлено свободному произволению человеков, то предоставлено было человекам рассматривать чудеса Христовы, обсуживать достоверность и качество их, заключать по ним о Совершителе их, чтобы признание и принятие Искупителя было следствием свободного, положительного убеждения, а не поспешного, легкомысленного, как бы насильственного увлечения. Чудеса Христовы имели полную определенность. Можно относительно всех их сказать то, что сказал Господь апостолу Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20.27). Чудеса Христовы были ясны для самых простейших людей; ничего в них не было загадочного; всякий мог удобно рассмотреть их; для сомнения и недоумения, чудо ли это, или только представление чуда, не было места. Мертвые воскресали, неисцелимые средствами человеческими недуги исцелялись, прокаженные очищались, слепорожденные прозревали, немые начинали говорить; умножалась пища мгновенно для нуждавшихся в ней; волны моря и ветры утихали по одному повелительному слову и избавлялись от смерти те, которым буря угрожала смертью; сети рыбаков, тщетно трудившихся в ловле долгое время, внезапно наполнялись рыбами, послушными безмолвному голосу Господа своего. 

 

0_5fb73_f7a9a484_XL.jpeg

Чудеса Богочеловека имели множество свидетелей, из которых большая часть были или враждебны Ему, или невнимательны, или искали от Него одного телесного вспоможения. Чудеса были неопровержимы. Самые злейшие враги Господа не отвергали их, старались только принизить их богохульным перетолкованием и всеми средствами, которые внушались им лукавством и злобою. В чудесах Господа не было никакого внешнего эффекта. Ни одного чуда не было сделано Им напоказ. Все чудеса прикрывались покровом Божественного смирения. Они составляют собою цепь благодеяний страждущему человечеству. Вместе с тем они выразили со всею удовлетворительностью власть Творца над вещественною тварью и над сотворенными духами, выразили и доказали достоинство Бога, принявшего на Себя человечество, явившегося человеком между человеками». 

Подобное отношение к чудесам было и у первых христианских мучеников. Если для мучителей они были  нередко знаком «волшебства и чародейства», то для самих мучеников, какими бы великими они не казались со стороны, все чудеса были для них фактами Божественности Сына Божьего, Его любви к людям и истинности исповедуемой христианской веры. Приведем несколько примеров из мартирологов древних мучеников. Они понадобятся нам для сравнения с  событиями из жизни Новомучеников и Исповедников Российских, а также для сопоставления с «чудесами» языческих волхвов и прорицателей. 

58893079_1273571564_48d3fab3

Мученики Иулиана и Василиссы 

«Мучения Иулиана и Василиссы вместе с другими исповедниками  продолжались много дней. Напоследок правитель Маркиан повелел приготовить тридцать одну смоляную бочку, по числу святых мучеников и до половины наполнить их смолою и серою, приготовив при этом большой запас дров и хвороста для сожжения святых. Когда все было приготовлено, вывели из темницы связанных страстотерпцев Христовых. Многие из народа не могли удержаться от слез, жалея о том, что столь юные и прекрасные отроки идут на смерть, будучи ни в чем неповинны. Святой же Иулиан говорил им: « Не мешайте золоту пройти сквозь огонь для того, чтобы оно было еще чище!» Каждого святого посадили в приготовленную для него бочку со смолою и потом, обложивши все бочки дровами, сором и хворостом зажгли их. Пламень от этих бочек поднимался до тридцати локтей в вышину, но святые стояли посреди огня, пели и хвалили Бога. Когда же сгорали бочки, и весь костер то оказалось, что святые остались живы, целы и невредимы, и что лица их сияли радостью. Весь народ, видя это, был поражен удивлением и когда об этом было донесено правителю, то он пришел в совершенное недоумение. Однако он снова повелел отвести святых в темницу». 

Святой мученик Акакий 

«Святой мученик Акакий, живший в III столетии, родился в Каппадокии и был сотником Мартисийского полка при военачальнике Фирме. Когда по приказу императора Максимиана Галерия (305-311) началось гонение на христиан, Фирм начал поочередно допрашивать своих воинов о вере. Тогда святой Акакий открыто исповедал себя христианином. Акакия предали жестоким мукам. Немного спустя мученика вместе с другими узниками повели в Византию к правителю.

Акакий

В Византии святого мученика поместили в тяжкое заключение, другим же узникам предоставили более легкие условия. Ночью узники увидели, как к святому Акакию явились светлые юноши и служили ему, омывая его раны и принося пищу. Через семь дней правитель Вивиан вновь призвал святого Акакия и был поражен его цветущим видом. Заподозрив, что темничный страж за деньги давал узнику послабление и пищу, он призвал стража для строгого допроса. Не поверив его ответам, Вивиан подверг сторожа избиению. Тогда святой Акакий сам ответил Вивиану: "Крепость и сила мне даны от Господа Иисуса Христа, Который исцелил мои раны". Вивиан в бешеном гневе велел бить мученика по лицу и сокрушить ему зубы за непрошеные речи. Вскоре Акакий был казнен. Это произошло в 303 году». 

Святая мученица Акилина 

«Святая мученица Акилина, уроженка финикийского города Библа, пострадала при императоре Диоклитиане (284-305). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Один из слуг царского наместника Волусиана донес на двенадцатилетнюю Акилину, что она учит своих сверстниц не почитать религию отцов. Святая отроковица твердо исповедала перед наместником свою веру во Христа.Волусиан пытался уговорами и лаской повлиять на юную исповедницу, но, видя ее твердость, велел предать истязаниям. Святую Акилину били по лицу, а потом, обнажив, бичевали. Издеваясь, мучитель спрашивал: «Где же твой Бог? Пусть придет и отнимет тебя из моих рук». Девочка отвечала: «Господь невидимо со мною, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне сил и терпения». Запомним ее слова. 

Волусиан в раздражении приказал раскаленными железными прутьями просверлить святой голову через уши. Когда раскаленные прутья проходили через мозг отроковицы, то последний вместе с кровью вытекал из ноздрей ее. Но и в таких великих страданиях мученица молилась Богу: «Господи мой, Иисусе Христе, доведи до конца подвиг мой и сохрани неугасимым светильник девства моего, чтобы я вместе с мудрыми девами могла войти в Твой чистый чертог и там удостоилась воссылать Славу Тебе». После этой молитвы святая Акилина от невыносимых страданий упала замертво. Мучитель приказал выбросить ее тело на съедение псам за городом. Ночью святой Акилине явился Ангел, коснулся ее и сказал: «Встань и будь здорова. Иди и обличи Волусиана, ибо как он сам, так и намерения его ничтожны пред Богом». Мученица, воссылая хвалу Богу, поднялась невредимой, пошла к дворцу наместника и предстала перед Волусианом. Увидев святую Акилину, Волусиан в испуге позвал слуг и велел сторожить ее до утра. Утром он вынес святой Акилине смертный приговор как волшебнице, не повиновавшейся царским указам. Когда святую вели на казнь, она молилась и благодарила Бога. В ответ на молитву послышался глас, призывавший ее в Небесные обители, и вслед за тем мученица предала дух свой Богу († 293). Палач боялся нарушить приказание правителя, и уже скончавшейся отсек ей голову». 

Преподобномученик Зосима 

«Преподобномученик Зосима был родом из Киликии и подвизался в пустыне. По приказанию императора Диоклетиана, он был взят и предан мучениям за веру Христову. Раскаленным железом ему сожгли уши, бросили его в котел, наполненный нечистотами, повесили его за ноги вниз головою и предавали различным пыткам. Но чудесным образом святой был избавлен от смерти. Во время мучений его, пришел из пустыни лев и заговорил человеческим голосом. При виде этого чуда, всех объял ужас, и Зосима был отпущен. 

Зосима

Комментарисий – секретарь во время допроса - Афанасий, увидев его невредимым после жестоких мучений, уверовал во Христа и крестился. Зосима удалился вместе с Афанасием в пустыню, и там, среди молитвенных подвигов в расселине одной горы оба они мирно предали души свои Господу». 

Мученик Александр Римский 

«Святой мученик Александр пострадал за Христа в начале IV века. Он был военным, служил в полку трибуна Тивериана в Риме. Ему шел 18-й год, когда римский император Максимиан Геркул (284-305) издал приказ, чтобы все граждане в определенный день явились в загородный храм Зевса для принесения жертвы, но юноша Александр отказался и объявил, что он не будет приносить жертву языческим богам. За Александром сразу же были посланы воины. В это время он спал. Его разбудил Ангел, возвестивший юноше о предстоявшем ему мученическом подвиге и о том, что неотступно пребудет с ним во все время подвига. 

Когда воины пришли, Александр вышел к ним навстречу; лицо его сияло таким светом, что воины, взглянув на него, упали на землю. Святой ободрил их и просил выполнить данный им приказ. Представ перед Максимианом, святой Александр исповедал свою веру во Христа.Ему вынесли смертный приговор. Перед смертью святой мученик благодарил Господа за то, что Господь дал ему силы перенести все многочисленные истязания и принять мученическую кончину. Воин, который должен был исполнить казнь, просил у святого прощения и долго не решался поднять руку с мечом, так как видел Ангелов, пришедших за душой мученика. По молитве святого Ангелы стали невидимы палачу, и лишь тогда он отсек его святую голову. Тело святого было брошено в реку, но его извлекли из воды четыре пса и никого не допускали до тех пор, пока не пришла мать святого Александра Пимения. Она взяла останки своего сына-мученика и похоронила их с честью близ реки Еригоны». 

Мученики Хрисанф и Дария 

«Тогда епарх повелел взять святых и предать их различным мучениям, если они не принесут богам жертвы. Хрисанфа он отдал некоему трибуну по имени Клавдий, а трибун передал его своим воинам. Воины, взяв Хрисанфа, стали связывать его крепкими воловьими жилами и затянули их так сильно, что они вонзались в кости мученика. Однако узы эти вдруг мгновенно разорвались. Так и не сумев связать Хрисанфа, воины, ругаясь  и издеваясь, посадили его в смрадную пещеру, наложив оковы и заковав в железные цепи. Но оковы те, как прах, рассыпались, смрад от поливаемых на Хрисанфа нечистот внезапно превратился в благовоние. 

hrisant_i_daria

Дарию отвели в блудилище, но из пустыни прибежал лев, который стал защищать ее. Граждане, не зная об этом, послали некоего бесстыдного юношу к Дарии. Когда же он вошел в комнату к святой, то его тотчас же схватил лев и, повалив, стал топтать ногами, глядя на святую, как разумный раб, словно ждал повеление госпожи своей. Святая же Дария, поняв это, сказала льву: «Заклинаю тебя Сыном Божиим, оставь сего юношу, чтобы он мог услышать от меня слово Божие». Лев, оставив юношу, вышел вон и лег при дверях, не допуская никого к комнате святой. А мученица отпустила того юношу. И пошел он по всему городу, громко взывая: «Знайте, все римляне, что Дария – богиня!»После этого к дому Дарии прибежали гладиаторы и хотели вывести льва из ее комнаты. Лев же, укрепляемый Богом, схватывая каждого из них, ударял о землю и, уложив их всех около святой Дарии, сторожил около ее ног, не убивая их и не принося им никакого вреда, но ждал повеления Дарии. И сказала святая им: «Если вы уверуете во Христа, то можете уйти отсюда безо всякого вреда; если же не уверуете, то пусть избавят вас от смерти ваши боги». Они же все единогласно воскликнули: «Кто не верует, что Христос есть истинной Бог, тот да не войдет живым отсюда!» Когда они так воззвали, то Дария повелела льву отпустить их. И они, выйдя оттуда, громким голосом взывали: «Веруйте, народы римские, что нет иного бога, кроме Христа, проповедуемого Дарией!» 

article26032013_2_originalxq

Когда обо всем этом возвестили царю Нумериану, он повелел Хрисанфа и Дарию предать лютым мучениям. Хрисанфа повесили на дереве и принесли зажженные свечи, чтобы опалять его тело, но тотчас же и дерево сломалось, и веревки оборвались, и свечи потухли. Кто же хотел прикоснуться к святой Дарии, у тех тотчас корчились руки, все их тело терзалось и они кричали от сильной боли. Видя это, епарх устрашился и поспешил возвестить обо всем этом царю. Тот же, приписав эти чудеса не силе Божией, но волшебной хитрости, повелел обоих мучеников вывести за город и на дороге, называемой “Саларие”, выкопать глубокий ров, ввергнуть туда их живыми и засыпать камнями и землей. Святые с пением и молитвой сошли в ров и приняли вместе мученическую кончину. Происходило это в 283 году». 

Священномученик Лукиан 

Святой Лукиан жил в Риме. Апостолом Петром он был просвещен светом Христовой веры и принял крещение. Посвященный в сан епископа, он вместе с несколькими спутниками отправился проповедовать Евангелие в Галилею, а затем в Бельгию. Благодатным словом, примером своей благочестивой жизни святой Лукиан обратил к вере множество язычников, почти все население Бельгии стали христианами.

Лукиан

По повелению императора Домициана святой Лукиан и его спутники были преданы суду и жестоким мукам. Во время страданий Лукиан неустанно повторял: «Никогда не перестану сердцем, верою и устами хвалить Христа, сына Божьего».Святой был обезглавлен, но и здесь для вразумления язычников было явлено чудо Божие: мученик встал, взял свою отрубленную голову и, перейдя реку и выбрав место для своего погребения, возлег на землю, лишь тогда почив с миром. Это произошло около 81 – 96 г.

Мученик святитель Дионисий 

«В начале нашей эры холм Монмартр был свидетелем кровавого события. Именно здесь принял мученическую смерть первый епископ Парижа – Дионисий. Во времена преследований христиан при императоре Домициане Дионисий был обезглавлен перед храмом Меркурия. И тогда произошло чудо. Дионисий встал, поднял собственную голову, обмыл ее в ближайшем колодце и, только пройдя несколько километров, упал замертво. В память об этих событиях построена церковь Сен-Дени. С тех пор место чудесных событий получило имя Монмартр – “гора святого мученика». 

5de15d82

Далеко не каждый мученический подвиг в первые века христианства сопровождался великими чудесами, но все же чудесная помощь Божия, как свидетельствуют жития, в том числе и приведенные нами выше, чаще всего даровалась исповедникам. Явное ее отсутствие воспринималось скорей, как некое особое испытание для мученика, чем общий принцип. В некотором смысле эту логику подтверждает и дошедшее до сегодняшнего времени разделение святых  страдальцев на «великомучеников» и просто «мучеников». «Великомученику», как правило, подавались от Бога великие чудеса и свидетельства Господнего утешения. 

Святитель Иоанн Златоуст (об этом мы подробно писали в третьей части статьи «Волшебники живут среди нас») считал, что чудеса нужны для немощных в вере, «для безбожников», что истинные христиане совершенно не нуждаются в чудесах. Не стоит думать, что святитель был противником чудесных событий. Когда его старца-епископа воины немилосердно гнали по проселочной дороге под нещадным восточным солнцем  в Пицунду (Абхазия), то он «благодарил Бога за все».

perenesenie-moshey-ioanna-zlatousta

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста в Константинополь

Святой архиепископ Иоанн в жестоких тяготах пути не ждал никаких «чудес и знамений», ибо привык опираться в своей земной деятельности не на «авось» чудес, не на устрашающие знамения Божьего величия, а на Церковь Христову, на разум и таланты, дарованные Богом, на христианский опыт жизни. Подобным образом поступали и все апостолы. Они радовались чудесам, но никогда не ставили их во «главу угла» своей Евангельской проповеди. Они были для них фактом близости и любви Сына Божьего. Внешние чудеса сами по себе были «не нужны» ученикам Христовым. Внутреннее чудо - «Царство Божие внутри вас есть» - удостоверяет в Божественности Спасителя мира намного значительней и действенней, ибо после такого «внутреннего касания сердца»  благодатью Святого Духа гонитель Савл становится апостолом Павлом, тогда как внешние чудеса порой приводили мучителей в еще большую ярость или оставляли видевших их равнодушными. Святитель Иоанн Златоуст понимал, что возрастать во Христе следует без ежедневного потока чудесной Господней помощи. Он любил чудеса, особенно богослужебные, чудо Евхаристии и Таинств церковных, чудеса обновления сердец, восстания от гибельных страстей. Негордые, истинные чудеса Духа Божьего. Но не будем забывать, что святитель жил уже в христианскую эпоху, тысячи идолов были ниспровержены, язычество и ереси были вне государственного закона, многие святилища политеистов лежали в руинах или были приспособлены под православные храмы. В первые века была совсем другая историческая картина. Смрад от языческих жертвоприношений застилал землю. Прорицатели, пифии, оракулы пользовались у народов огромным авторитетом. Идолы возвещали «волю богов».  «Волшебства» совершались повсеместно хорошо обученным  жреческим сонмом. Каждый жрец-волхователь проходил экзамен на способность творить «чудеса». По дорогам Римской империи бродил не один десяток «местночтимых чудотворцев», учительствуя и возвещая свою «истину». Достаточно для нас будет вспомнить одного такого «учителя истины» -  Аполлония Тианского, чтобы понять какая серьезная сила противостояла апостольской проповеди покаяния. 

1358875701_vulkanicheskie-molnii-2

 

Лжеучитель Аполлоний Тианский 

Аполло́ний Тианский жил в конце первого апостольского века. О его жизни сообщают многие римские историки. Флавий Филострат составил в начале III столетия биографию Аполлония: «Жизнь Аполлония Тианского» в 8 книгах. В конце III века неоплатоник Гиерокл в особом сочинении противопоставил Аполлония Иисусу Христу и всей евангельской истории, что привело к ответному трактату епископа  и первого церковного историка Евсевия Кесарийского. Итак, согласно жизнеописанию Филострата, Аполлоний родился в состоятельной семье в каппадокийском городе Тиане. Рано увлёкшись философией и аскезой, он провёл свою юность при храме Асклепия в городе Эги, прошёл пятилетний искус молчания и всю свою дальнейшую жизнь до глубокой старости провёл в странствиях. Наследство, оставшееся после смерти родителей, он отдал своим братьям. Отправившись путешествовать, он прошёл всю Малую Азию и попробовал проникнуть даже в Индию, чтобы познакомиться с учением браминов. Везде он выступал как проповедник-моралист и уверял, что может предсказывать будущее и творить чудеса. Объехав Грецию, Аполлоний поселился в Эфесе, где основал Пифагорейскую школу, и умер в возрасте почти 100 лет от роду. Такова внешняя сторона жизни Аполлония. В юности он имел удивительные умственные способности и был очень красив, и находил величайшее счастье в разговорах с последователями Платона и Аристотеля. Он не ел ничего, что было живым, и питался лишь фруктами и плодами земли; он был энергичным поклонником и последователем Пифагора, и как таковой, хранил молчание в течение пяти лет. Куда бы он не отправлялся, везде он реформировал религиозные культы и совершал чудеса. На праздниках он удивлял гостей, заставляя хлеб, фрукты, овощи и разнообразные лакомства появляться перед ним по его повелению. Статуи оживали, и бронзовые фигуры сходили со своих пьедесталов, изменяя свои позы и работая в качестве слуг. Применением той же самой силы совершались дематериализации; исчезали золотые и серебряные сосуды вместе с их содержимым; в одном случае, даже слуги исчезли из виду.

0b20fd17701d8d602e1bf4433e922158.jpeg

Кроме личных бесед Аполлоний читает научные лекции перед большими аудиториями, посещая многие города. И не только учит, но и пользуется любой возможностью учиться самому.  Насколько неординарна была деятельность Аполлония Тианского показывает тот факт, что даже  значительный богослов 4 века и переводчик Священного Писания, Иероним Стридонский,  относился к нему неоднозначно, в частности блаженный Иероним писал: «Этот путешествующий философ, куда бы он ни поехал, везде находил что-то, чему следовало учиться, и, извлекая пользу отовсюду, он таким образом становился совершеннее с каждым днем». Свои необычные способности Аполлоний объяснял так:

«Я могу видеть настоящее и будущее в явном отображении. Мудрецу нет надобности дожидаться испарений Земли и порчи воздуха, чтобы предвидеть бедствия и лихорадки; он должен узнать о них позднее Бога, но раньше людей. Мой особенный воздержанный образ жизни приводит к такой остроте чувств или создает другие способности, так что величайшие и весьма замечательные деяния могут быть совершены». Из слов Аполлония ясно, что благодать Божия ему для совершения «удивительных вещей» и «видения будущего» не нужна. Он сам в себе находит источник силы, не задумываясь о ее личном характере и тайной природе, как и тысячи других подобных ему аутобожников. Она была для него подобна электричеству, который он аккумулирует в себе подобно биоконденсатору. Тяжелое духовное заблуждение! О таком самостийном видении будущего мы много знаем из житий, когда пустынник, прельщенный нечистым духом, начинал возвещать о прошлых или грядущих  событиях. Приведем для наглядности один пример из жития святого епископа Никиты Новгородского: «Во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание.

fotoshop-039

Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания святого Духа. Никита  начал еще прилежнее молиться, говоря:
 - Господи! явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.
  На это последовал голос:
 - Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.
Затворник продолжал слезно просить:
  - Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.
Тогда инфернальный дух, получив власть над ним, сказал:
 - Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.

Никита

Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:

 - С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.

Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При этом, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души. Юный монах начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу с извещением: "сегодня убит князь Глеб Святославич; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород". Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре.

Рака Никиты

 Рака с мощами святителя Никиты Новгородского 

Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось».  Как это похоже на следующий случай из жизни Аполлония: однажды в его способности к ясновидению убедились тысячи жителей города Эфеса, собравшиеся на одну из его лекций. Аполлоний вдруг прервал свой рассказ, и среди напряженной тишины прозвучало его сообщение о том, что только что в Риме заговорщиками убит император Домициан. Так жители Эфеса узнали о смерти своего правителя раньше, чем жители самой столицы. Слава Богу, прельщенный Никита, молитвами и стараниями братии Печерского монастыря был спасен и завершил свой земной путь на епископской кафедре Новгорода, чего не скажешь об Аполлонии до конца дней своих пребывавшего в уверенности  о своих мнимых божественных достоинствах и талантах. Продолжим о нем рассказ, не ради досконально знания о странных перипетиях его судьбы, а чтобы показать на какие чудовищные подлоги способен нечистый дух, когда полностью овладевает сердцем и умом одаренного человека. 

x_5120debb

Однажды в Риме Аполлоний был обвинен в измене. Придя на допрос, его обвинитель вышел вперед, развернул свой свиток, на котором было записано обвинение, и был изумлен, обнаружив чистый лист. Встретив похоронную процессию, он сказал сопровождающим: "Опустите гроб на землю, и я высушу слезы, которые вы проливаете над этой девушкой". Он дотронулся до молодой женщины, произнес несколько слов, и мертвая возвратилась к жизни. Когда он был в Смирне, в Эфесе свирепствовала чума, и его позвали отправится туда. "Путешествие не может быть отложено", — сказал он; и не успел он закончить произнесение этих слов, как он уже был в Эфесе. Когда ему было около ста лет, его привели к императору Рима по обвинению в чародействе. Он был заключен в тюрьму. В это время его спросили, когда он мог бы быть на свободе? "Завтра, если это зависит от судьи; сейчас, если это зависит от меня". Произнеся это, он вынул свои ноги из кандалов и сказал: "Вы видите свободу, которой я обладаю". Затем он вернулся в кандалы. На трибунале его спросили: "Почему люди называют тебя богом?" "Потому что", — сказал он, — "каждый человек, который добр, имеет право так называться". "Каким образом ты предсказал чуму в Эфесе?" Он ответил: "Благодаря тому, что я живу на более легкой пище, чем другие люди". Его ответы на эти и другие вопросы его обвинителей показали такую силу, что император был очень сильно взволнован и объявил его невиновным; но сказал, что он задержит его для личного разговора. Он ответил: "Вы можете задержать мое тело, но не мою душу; и, я добавлю, не можете даже мое тело". Произнеся эти слова, он исчез из трибунала, и в тот же самый день встретил своего друга в Путеоли, в трех днях ходьбы от Рима. Высочайшая похвала была оказана Аполлонию императором Титом. Философ написал ему вскоре после его вступления на престол, советуя ему быть умеренным в своем правлении, и Тит ответил:  "От своего имени и от имени моей страны я благодарю вас и буду помнить об этом. Поистине, я захватил Иерусалим, но вы взяли меня в плен". 

fotoshop-032

Сегодня после широкого экстрасенсорного шквала, излившегося на нашу страну в постперестроечные десятилетия, нашествия тьмы целителей, предсказателей, биоэнергетиков, "белых" магов, сенсенитивов и прочих духовно самообманутых людей,  не остается никаких сомнений, что Аполлоний все свои «удивительные вещи» совершал при помощи «духов злобы поднебесной». Чуть ниже мы приведем слова православного епископа Киприана Карфагенского,  опытно прошедшего в юности всю школу «бесовского послушания», о подлинной  духовной природе подобных «чудес и знамений». Киприан жил в царствование императора Декия в Антиохии, считался у народа тоже философом и великим волхователем.  Семи лет он был отдан чародеям для научения волшебству и бесовской мудрости. По достижении десятилетнего возраста, он был послан родителями для приготовления к жреческому служению, на гору Олимп. На этой горе Киприан научился всем «волшебным» хитростям: он постиг различные бесовские превращения, научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь, возмущать морские волны, причинять вред садам, виноградниками и полям, насылать болезни и язвы на людей, и вообще научился пагубной мудрости и исполненной зла духовной деятельности. Он видел там бесчисленные полчища бесов с князем тьмы во главе, которому одни предстояли, другие служили, иные восклицали, восхваляя своего князя, а иные были посылаемы в мир для совращения людей. Там видел он также в мнимых образах языческих богов и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию которых он учился в строгом сорокадневном посте. В пище он был крайне воздержен и ел только после захождении солнца, и то не хлеб и не какую-либо иную пищу, а дубовые желуди. Вот, вот, подобно блудному сыну из Евангельской притчи, он сам не зная кому уподоблялся в своей неразумной аскезе. 

9etpQ

 Уличная иллюзия. Трехмерный рисунок на дороге 

Когда ему минуло пятнадцать лет, он стал слушать уроки семи великих жрецов, от которых узнал многие бесовские тайны. Пожил он и в Таврополе, служа Артемиде, а оттуда пошел в Лакедемон, где и научился разным волхованиям и наваждению вызывать мертвецов из могил и заставлял их говорить. Двадцати лет от роду Киприан пришел в Египет, и в городе Мемфисе обучался еще большим чародействам и волшебствам. На тридцатом году он возвратился в Антиохию, будучи совершенным во всяких «удивительных вещах». Вот как Киприан свидетельствует, после своего обращения ко Христу, об источнике своей духовной силы: « Поверьте мне, что я видел самого князя тьмы, ибо я умилостивил его жертвами; я приветствовал его и говорил с ним и с его старейшинами; он полюбил меня, хвалил мой разум и пред всеми сказал: «вот новый волхв Замврий, всегда готовый к послушанию и достойный общения с нами!» И обещал он поставить меня князем, по исхождении моем из тела, а в течение земной жизни – во всем помогать мне; при сем он дал мне полк бесов в услужение. Когда же я уходил от него, он обратился ко мне со словами: “Мужайся, усердный Киприан, встань и сопровождай меня: пусть все старейшины бесовские удивляются тебе”. Вследствие сего, и все его князья были внимательны ко мне, видя оказанную мне честь. Внешний вид его был подобен цветку; голова его была увенчана венцом, сделанным (не в действительности, а призрачно) из золота и блестящих камней, вследствие чего и все пространство то освещалось, – а одежда его была изумительна. Когда же он обращался в ту, или другую сторону, все место то содрогалось; множество злых духов различных степеней покорно стояли у престола его. Ему и я всего себя отдал тогда в услужение, повинуясь всякому его велению». В Эфесе Аполлоний учредил свою школу. В Эфесе благодарные жители в память о всех благодеяниях Аполлония воздвигли ему золотую статую. 

Можно, впрочем, еще вспомнить Симона Мага, желавшего за большие деньги приобрести у апостолов Дары Святого Духа. Он удивлял чудесами народ, который признавал действовавшую в нем силу сатаны великою силою Божией: «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.  А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями» (Деян. 8. 9-11). 

апостол Петр и симон маг

 Апостол Петр и разбившийся маг Симон 

Его слава была огромной, его последователи — почти в каждом народе Империи, и в Риме была воздвигнута в его честь прижизненная статуя. Он вступал в споры с апостолом Петром. В апокрифической книге "Деяниях Петра и Павла" утверждается, что Симон заставил двигаться бронзовую змею, смеяться статую, и летал по воздуху. Однажды на приеме у императора Нерона маг Симон, изменил свою внешность: внезапно он стал ребенком, затем — стариком. «И Нерон, увидев это, предположил, что он — Сын Бога». Особенно привел Симон в удивление идолопоклонников римлян, когда выступая в цирке, объявив себя богом и свое намерение вознестись на небо, внезапно начал подниматься в воздухе. И поднялся довольно высоко! По церковному преданию, как известно, он разбился, когда апостол Петр силой молитвы отогнал помогавшего ему творить «чудеса» нечистому духу. Нетрудно заметить разницу между «волшебствами» Симона и ему подобных волхователях с истинными чудесами Сына Божьего, апостолов и православных святых. «Волшебства» магов могли быть «опровержимы». В них было много эпатажа  и «внешнего эффекта». Большинство из них совершались напоказ. Ни о каком прикрытии чудес «покровом Божественного смирения» не могло быть и речи. Все, что творили «маги и волшебники» древнего мира они приписывали исключительно своей духовной одаренности.

7a7a8e6fc9

А о том, что их «волшебные» деяния могли, как писал святитель Игнатий Брянчанинов о чудесах Христовых, «составлять собою цепь благодеяний страждущему человечеству» утверждать просто смешно. Итак, очевидно в первые века становления Церкви Христовой Бог творил великие и многоразличные чудеса в нравственно-педагогических целях, не желая, чтобы толпы мнимых чудотворцев искушали духовно «младенствующий» народ Божий. Буквально, их огромное количество  было «знамением времен». Когда Церковь окрепла, и на ее древе появились тысячи новых зеленых побегов, потребность питать ее «молочными реками» чудес отпала сама собой. Кому-нибудь это покажется грустным и малоутешительным фактом, но благодатная жизнь Церкви не статична. Ее становление в исторических условиях происходит в синергии народа  Христова с Духом Божиим. «Детский» период Церкви прошел и уже  не вернется, но «не печальтесь», Господь не оставляет Своей милосердной заботой верующих в Него и время от времени «подбрасывает» нам, являет Свое благодатное присутствие в пределах Церкви. Чудес на наш век хватит! Бог не изменился, надеемся, что и мы тоже. Еще раз проговорим основную мысль: святые православной Церкви, начиная от апостолов и заканчивая сегодняшними тайнозрителями и подвижниками, никогда не стремились к видению внешних, по терминологии Отцов, чувственных «чудес и знамений», ибо то, что открывал им Бог в сердце, было больше того, что в мире, значительней всех чудес на земле. Им не нужны были доказательства бытия Божьего  данные через «удивительные вещи и события». Сами в себе, «под сердцем», они носили практическое удостоверение Господнего присутствия в земных пределах. Благодать Духа Святого возгревала их сердца так же реально, как летнее солнце горячит голову. Какое матери еще нужно свидетельство, что в мире рождаются дети, если она носит собственный  плод в своей утробе? Рождение природно неминуемо. «Царство Божие» достигнет души святого самовластно, как Бог.

83946432_Pavel_Ruyzhenko_Pobeda_Peresveta

Враги России, когда взяли ее и повлекли на крест в 1917 году, думали, что Церковь находится в крайнем изнеможении, думали, что все иерархи и священники  духовно  расслабились, «одебелели сердцем», привыкнув жить под покровом государства, «под крыльями Двуглавого Орла»,  в тепле и покое.  Они считали, что как только подует холодный ветер лишений и невзгод, так духовенство за «чечевичную похлебку продаст свое первородство»: церкви, соборы, древние монастыри, свое достоинство и честь, попечение о народе и великие исторические деяния, что достаточно только показать ему «большевистский кулак», не говоря уже о чем-то большем, как вся Синодальная Церковь заголосит, встанет на колени, будет молить мучителей  о пощаде и отречется от всей своей тысячелетней славы. И тогда можно будет ее окончательно уничтожить и «последнего попа показать по телевизору».  Они ошиблись. И как пишут сами свидетели того времени, Новомученики и Исповедники Российские, неведомо откуда у них взялись силы противостоять этому безбожному давлению без всяких видимых «чудес и знамений», храня верность Христу в «кротости и красоте молчаливого сердца». Но подробно об этом мы расскажем в заключительной части статьи «Волшебники живут среди нас».

icon