Храм Вятки с 300-летней историей

93440985_Beryoza

В церковном календаре День Святого Духа не отмечен как великий праздник.  Странно: День Одного из Лиц Святой Троицы и не закрашен красным праздничным цветом?  И почему нет в календаре Дня Отца или Дня Сына? По какой причине в «Типиконе», книге  скрупулезно организующей чинопоследование  православного богослужения, этот праздник  помечен всего лишь черным значком «службы со славословием»?  Церковный  Устав предписывает даже и некоторым святым, не таким значительным, как скажем, Святитель Николай Чудотворец или  апостол Иоанн Богослов, службу более значительную, с полиелеем. Нашему преподобному Трифону Вятскому мы совершаем уставную службу со всенощным бдением.  Чем объясняется, что в День Святого Духа Церковь творит уставную службу со славословием, чуть ли не рядовую, «шестеричную»?  В душе само собой зарождается желание поправить «Типикон», посчитать, что это недоразумение, «монашеское небрежение»  и совершить службу с полиелеем или даже со всенощным бдением. Некоторые так и поступают. Но ничего не бывает в Церкви случайным, по недосмотру забытым и неисправленным, ибо она животворится как раз  «не человеками», а зиждительным Духом Божиим. Можно, разумеется, найти этому факту простое объяснение исходя из самого Богослужебного Устава. После каждого двунадесятого великого праздника на следующий день Уставом предписывается  совершать, так называемую «службу собора», которая по тому же Уставу всегда определяется, как «славословная».  «Служба собора» - это служба всем лицам, принимавшим участие к конкретном двунадесятом празднике, например, на следующий день после Рождества Христова совершается служба «Собор Пресвятой богородицы», а после Крещения Господня -  служба «Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Логика понятная.

водопад

В день праздника Церковь сосредотачивает внимание верующих на само празднуемое событие. На следующий день она  празднует память тех, благодаря которым это событие исторически совершилось. Сознание человека раздроблено. Церковь таким двухдневным торжествованием  помогает человеку пережить праздник сердечней и глубже. Думаем, что преподобные отцы, составители «Типикона», при определении «славословного» знака службы «Дня Святого Духа» сообразовались именно с таким уставным принципом. Сообразовывались, но только отчасти, ибо по логике Устава на следующий день необходимо было совершать службу «Собор святых апостолов», так как  они принимали непосредственное участие в Новозаветной Пятидесятнице. Однако, совершенно никакой «соборной» службы им не полагается, как говорится, «ни слуху, ни духу». И понедельник после праздника Святой Троицы носит название не «собор», а «День Святого Духа». Можно еще долго и плодотворно разбираться в тонкостях Богослужебного Устава, в основе которого лежит не сухая запись исторической «партитуры» особенностей богослужения Иерусалимской или Византийской Церкви, а живая кровь богословия православных праздников, но мы этого делать не будем и остановимся на сказанном. Перейдем к главному. За этой, якобы уставной несообразностью – не пышным богослужением, посвященным Святому Духу - Господь открывает великую тайну, какой есть Сам в Себе Утешитель.

 

Несколько слов о земной любви 

Часто бывает так, что когда юноша влюбляется в девушку,  то на первых порах он дарит ей букеты цветов, покупает конфеты, подносит подарки, ждет у подъезда, звонит часто на мобильник, заваливает sms-ками, пишет стихи, ежеминутно твердит, что она его «солнце», его «половинка» и звездочка» тоже, посвящает ей без остатка все свое свободное время; убеждает, что жить без нее не может и постоянно желает быть там, где она, ходит, сидит,обедает, короче, все как у классика:

1366012077_dushevnie_photo_08

   "Нет, поминутно видеть вас,
    Повсюду следовать за вами,
    Улыбку уст, движенье глаз
    Ловить влюбленными глазами,
    Внимать вам долго, понимать
    Душой все ваше совершенство,
    Пред вами в муках замирать,
    Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!» 

Аха, «блаженство»! В конечном итоге, большинство юношей в своих излияниях «чувствий» приходит к тому, что в современной социальной психологии называется «диктаторством любви». Когда истово любящий (совершенно искренне и глубоко!) так заполняет собой человека, которого он любит,  что тому даже вздохнуть некогда от этой любви. Он утесняет его со всех сторон.  Овладевает сердцем другого человека, как деспот и не дает быть ему самим собой. Так наша любовь неведомыми путями для нас превращается в темницу для того, кого мы любим. Это одна из странных особенностей сердца в нашей земной «нижеестественной» жизни.

Если же девушка  отвечает взаимными чувствами, то оба любящих (слава Богу, не всегда!) друг для друга становятся в некотором смысле тюремщиками, не освобождающими, а пленяющими сердца.Часто влюбленные так  с радостью и оповещают об этом весь мир: «Нам не нужен больше никто! Весь мир пусть провалится в тартарары, лишь бы были - я и ты! Ну, еще на всякий пожарный, пусть останется солнышко».  Это и есть заключение в цветущие тюремные стены, забивание окон и дверей души своей от всего мира в  симбиотическом эгоизме. 

7836455-R3L8T8D-600-32

Когда люди любят, то они стараются проявить себя по отношению к любимому наиболее полно. Показать, вот посмотри, нет, ты только глянь, какая сегодня на мне модная шляпка, посмотри, какие я надела для тебя замшевые туфли! Какие я подарил тебе цветы, какой я сильный, умный, красивый. Какой я лучше всех!  И все это богатство, которое есть во мне для тебя одного или одной. Больше я никому ничего не дам. Я как будто создан только для того, чтобы влиться в твою душу. Вот как меня много, я такая большая красивая картина, которая должна висеть перед твоим взором вечно, на которую ты должен смотреть и восхищаться. Я освещаю тебя лучами своей любви. Если ты выйдешь из этого сияющего круга, то неминуемо погрузишься во тьму кромешную. Еще раз подчеркнем, это всего лишь одна из описываемых любовных парадигм (но зато какая мощная!) в земном мире, но она сегодня, увы, приобрела доминирующее положение. Другой любовный порядок, основанный на христианском опыте взаимоотношений, встречается все реже и реже, ибо, мнится, пресным, волевым, неромантичным,  «долгостроящимся», стариковским, немодным, а главное требующим чего еще, кроме «тебя-меня». Но оставим эту интересную тему.

 О любви Святого Духа

Совсем иначе любит Бог. И то, что Церковь празднует День Святого Духа так неславно, означает, что пришествие Святого Духа, пришествие самой Любви в сердце человека совершается без пышного шествия, без фанфар. Да, это вхождение  есть самовладычное, великое, душа сразу узнает в нем Своего Великого Бога. Старец Силуан Афонский об этом святом вхождении свидетельствует из собственного опыта: «Не горело ли в нас сердце наше» (Лк. 24. 32), говорили Апостолы, когда приблизился к ним Христос. Так душа узнает своего Владыку, и любит Его, и сладость любви Его горяча».

 -jXoq5Z1Rg4

Святой Дух, как учит Церковь, скрывает свое Божество в Своем приходе, для того, чтобы человек смог открыть и воплотить полноту божественно-человеческих деяниях. Бог Утешитель «приходит в душу тихо, просто, неслышно и дает ей мир, и свидетельствует спасение без слов» (преп. Силуан Афонский), так что многие из православных христиан в начале своего воцерковления принимают кроткие веяния Святого Духа за собственные усилия по усовершенствованию своего немирного характера. Получая первые дары Святого Духа мы порой не чувствуют действия благодати. Это не от грешного душеустроения, это Господь так тихо вошел в сердце, как гость кроткий и негордый. Помните, сказано в пророчествах о Христе, что Он «трости надломленной не преломит и льна курящего не угасит»? Подобное можно сказать о Духе Святом. Он тихо - тихо, нежно - сокровенно наполняет сердце человека Своей Благодатью. Сначала излечит его от грехов и страстей, которые он собрал в своей жизни, а потом потихоньку, как мать, поведет его к Царству Божиему. «Дух Святой очень похож на мать милую, родную. Мать любит дитя свое и жалеет его, так и Дух Святой — жалеет нас, прощает, исцеляет, и вразумляет, и радует, и познается Дух Святой во смиренной молитве» (из духовного опыта преп. Силуана Афонского).

 siluan_afonskiy-02

фотография преп. Силуана Афонского

Когда ребенок держит мать за руку, то он просто идет рядом с ней, совсем не думая, не чувствуя, куда же путь его лежит. Так и человек, который находится в ведении Святого Духа, он ведется просто Духом Святым неслышно и ступает кротко, но путь его лежит в область Света Божьего. Постепенно эти веяния Святого духа становятся все явственней и чувствительней. Человеку открывается, что то богатство, которое приписывал себе, считал, что принадлежит ему чуть ли не с зачатья, является Божьим даром Святого Духа.  «Нет сил описать, как много нас любит Господь; Духом Святым познается сия любовь, и душа молящегося знает Духа Святого» - наставляет старец Силуан. Мы об этом еще обязательно поговорим подробней!

 yXUbva8qFtU