Общий смысл недели святых отцов Первого Вселенского собора
Учение Ария было очень простое и понятное языческому миру. Если Бог человеку не доступен, если человек Богу приобщиться не может, то все отношения Бога и человека опять становятся основанными на законе и заповедях. Есть некий кодекс отношений: я тебе жертву приношу, ты мне помогаешь за это. Я веду себя как положено, а ты мне за это даешь определенные свои дары. Поэтому учение Ария стало очень популярно, за ним пошло много людей, он переложил свое учение в стихотворную форму, даже песни писал для моряков, которые распевались в городах, как богословские песенки.
Церковь сразу почувствовала ложь в его учении, потому что разрушалось самое главное, что есть в нашей христианской вере, – что Бог стал человеком для того, чтобы человека сделать Богом. Только Церковь является тем местом, где человек становится богочеловеком, потому что Церковь – это Тело Христово, это богочеловеческий организм, в котором сам Христос – Глава, где Сама Глава делает нас Своими членами, потому что дает нам приобщаться Своей Плоти и Своей Крови. Каждый из нас возрастает и в меру своего человечества, которое в нас заложено, и в меру нашего богочеловечества, которое даровано Христом. Первый Вселенский Собор собрался не для того, чтобы осудить ересь Ария, «много чести» для лжеучителя. Он соединил православные силы «всей вселенной», чтобы утвердить Истину Христову. Вселенские соборы воздвигались не для того, чтобы быть гонителями богословской мысли, не для того, чтобы отлучать еретиков, а для того, чтобы те, кто неправильно мыслят о Боге, услышали голос Церкви и отрясли свою духовную слепоту, не ожесточились бы против истины, а вернулись к ней.
Краткая история Первого Вселенского собора
I Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария. Он был человеком безмерной гордыни и честолюбия, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий. Сегодня арианскую древнюю ересь разделяет множество постхристианских религиозных сект и течений, одна из них, например, деструктивная секта «Свидетелей Иеговы».
"Что есть Истина?" - спросил Живую Истину, стоящую перед ним, Пилат
На I Вселенском Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Афанасий Великий, Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец и другие велике отцы. Ложное учение Ария было блистательно опровергнуто архидиаконом Афанасием. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложный догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры. На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния
Воскресное назидание
Семь дней назад Церковь посвятила шестое воскресение по Пасхе исцелению слепорожденному. Этим установлением Церковь свидетельствует, что человечество духовно «ослепло» после грехопадения в Раю. Последующая неделя святых отцов Первого Вселенского собора есть ответ миру: Церковь содержит полноту Боговедения, она суть собрание духовно зрячих людей и сама является по обетованию Христову «Путем, Истиной и Жизнью». Мы не вспоминает в это воскресение победу над еретиком Арием. Мы празднуем истинность церковного учения о путях стяжания благодати и соединения с Богом.
Никейский храм, где принимались установления I Вселенского собора