Храм Вятки с 300-летней историей

pHrJgpC4SvQ

Современного человека «денно и нощно» мучают страхи подлинные и мнимые. Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние 65 лет общее количество больных неврозами возросло в 24 раза. Страшно жить каждый Божий день, страшно ходить к зубному врачу, страшно стучаться в кабинет к начальнику, страшно неправильно поставить в храме свечку, страшно переходить через дорогу, страшно купить в магазине генетически модифицированный картофель, страшно взять кредит в банке, страшно родить ребенка, страшно показаться немодным, страшно быть отвергнутым, а потому лучше пробавляться случайными встречами, страшно попасть в ад, страшно тяжело заболеть, стать инвалидом, остаться в одиночестве, страшно застрять в лифте, провалиться под лед, страшно исповедоваться священнику, страшно «не спастись», страшно открыть свой бизнес, страшно быть богатым и страшно быть бедным, страшно надеяться на Бога и страшно надеяться «на князя и сына человеческого», страшно ходить по темным пустынным улицам, страшно находиться в праздничной толпе, страшно сделать доброе дело, ибо «затщеславишься»,  страшно причаститься  Тайн Господних, так как можно причаститься «в осуждение», страшно летать на самолете и ездить на машине, страшно разбить ртутный градусник, страшно смотреть фильмы ужасов и страшно читать  астрологические прогнозы, страшно весной ходить под карнизами домов, страшно одному в ночной квартире, страшно брать на себя ответственность и страшно не оправдать доверия, страшно оставлять детей одних, страшно купаться на глубине, страшно заразиться чесоткой, страшно  идти мимо бездомной собаки, страшно уколоться иголкой.

O8luvtinPvk

Страшно стоять на балконе и пересекать мост, страшно что-то забыть и боязно все время помнить «о главном», страшно идти и упасть на ровном месте, страшно застрять в узком проеме и задохнуться  в переполненном автобусе, страшно увидеть паука и упасть в обморок посреди улицы, страшно заживо сгореть и забыть таблицу умножения, страшно попасть в грозу и увидеть страшное бесконечное звездное небо, страшно потерпеть неудачу, страшно смотреть на разрушенный дом, страшно быть несовершенным, например, плешивым, страшно, что в самый ответственный момент на носу вскочит здоровенный прыщ, страшно, что завтра будет война и может взорваться атомная бомба, страшно, что кто-нибудь к тебе может прикоснуться, страшно потерять близких людей, страшно прожить пустую бессмысленную жизнь и умереть в доме престарелых. Страхи, страхи - древние и новые, маленькие и большие, продолжительные и краткие, как вспышка молнии. Фобии преследует  нас, окружают наше сердце и сознание со всех сторон. День, прожитый без страхований, уже сам по себе воспринимается как благополучный. «Психованный» 21 век, плата человека за удобства техногенной цивилизации.

страх

В основе всех страхов лежит неукорененность человека в вечном Бытии, проще говоря, в Боге и как следствие, он теряет чувство реальности, погружаясь в пучину всевозможных фобий. Психоневроз есть результат бездуховной  линейной жизни, с опорой на самого себя, на свою тварную автономию, личностную самость. Быть «всегда на связи», держать руку на «пульсе жизни», глубоко соприкасаться с  экзистенциональными стихиями, это требует огромных умных и физических усилий. Чаще всего их «страшно» не хватает, и тогда душу начинают захватывать всевозможные фобии. Освободиться от психоневроза (страхований, истерических реакций, и прочее) возможно приращая душу к подлинной реальности Царства Божьего, в нашем случае, к Церкви, как  к Телу Христову, Богочеловеческому организму.

невроз 2

Замечательно иллюстрирует это положение Евангельский рассказ о  воскрешении дочери Иаира, начальника архисинагоги.  Когда Иаир приблизился ко Христу с просьбой об исцелении дочери, то его родственники, посланные из дома, сообщили ему о ее смерти и посоветовали «не тревожить Учителя». Сын Божий тоже услышал горестное известие и  как будто в глаза ему посмотрел, за сердце взял начальника архисинагоги и  сказал: «Не бойся, только веруй». Победная вера затеплилась в отцовской душе.  Дочь его умирала. Может быть, он ушел, когда в груди ее уже прерывалось дыхание. Он оставил ее на «ложе озлобления» не в немощной отчаянной надежде на исцеление, а в полновесном уповании, лучше сказать, в гарантированной уверенности, что Пророк Божий, имеющий власть побеждать смертные недуги, непременно попалит благодатью жестокую болезнь его дочери. Он идет к Божьему Чудотворцу и видит, как его плотным кольцом окружают народные толпы, но он, хоть и с трудом, пробирается к Нему, обращается со своей просьбой и Господь тут же оставляет всех, кто его теснил, и говорит Иаиру: «Идем к тебе». Таково действие подлинной веры. Господь молниеносно чувствует и отвечает человеческому сердцу: «Я иду к тебе, ты постучался в Мое сердце, и оно  открылось для тебя нараспашку!» Господь возвещает: «Аз есмь дверь» (Ин.10,9). И в то же время открывает в книге Апокалипсиса: «Се стою у дверей и стучу» (Откр. 3. 20). Он есть Дверь и, в то же время, Он  Сам говорит, что я «стучу в дверь».  Каждый человек  тоже есть некая маленькая дверь, через которую Господь соотносится с нами.

Иаир

После обращения Иаира ко Христу, последний не стал настаивать и просить Учителя поспешить. Он не тянул его за рукав, он не шептал ему, что скорей - скорей идем, а то дочь моя умрет. Он знал, что все будет так, как угодно Воле Божьей. Он готов был принять и воскресение дочери, и ее преждевременную кончину. Фобии навсегда оставили его сердце. И, даже когда «кровоточивая жена» остановила Христа, Иаир не возроптал и не стал  просить Христа продолжить путь, умолять Его оставить этот странный  разговор с женщиной. У него же умирает дочь! Он терпеливо стоял и ждал, когда Пророк Божий  исцелит болящую. На беду начальника архисинагоги, словно для испытания его веры, как раз во время разговора Христа и кровоточивой, пришли его домашние и сказали: «Что ты терзаешь Учителя, дочь твоя умерла». Иаир не двигнулся. Он и бровью не повел. Вся душа его была целеустремленна к смертному ложу дочери. Он не видел ее мертвой. Он видел ее живые глаза, смотрящие на пророка Иисуса Христа. И Господь ободрил Иаира: «Не бойся, только веруй». «Не бойся», «не бойтесь» - именно эту фразу чаще других повторял Христос и до и после своего Воскресения. До Новозаветной Пятидесятницы, до «бесстрашного» схождения Духа Святого она была необходима апостолам, как воздух, ибо после грехопадения, всякую человеческую душу с новоначальным послеродовым вздохом охватывает жестокий страх. Первый крик родившегося ребенка – это вопль боли и страха маленького существа, исторгнутого из «райской» материнской утробы.

невроз 3

Каждый из нас во все дни жизни своей подобно Иаиру стоит перед Спасителем мира в жизненной толчее. Христос с кем-то беседует, кого-то исцеляет, от Него исходит неведомая нам благодатная сила, Его «теснит народ». У каждого из нас есть «умершая дочь» - наша болящая душа, надеющаяся на исцеление, хотящая воскреснуть с Ним. Нам мнится, что Сын Божий забыл о нас, что мы для Него «пустое место». Страх вползает в наше сердце. Но Господь не коснит. Он не медлит в Своей благодати.   Господь дает время, чтобы вера свободно утвердилась в нашем сердце, без чудес и знамений. В назначенный «час души» Он скажет: «Не бойся, только веруй».

x_50dbd5d3

 

Как нужны и всегда будут нужны  эти животворящие слова Божьи! Возможно, что никогда еще человек так не боялся, так не пугался самого себя, как  в 21 веке. Тотальный страх жизни, первая фобия, явившаяся в Райском саду, фобия грехопадения, разрослась в человеке до страшных величин, глубоко пустила корни в человеческое сердце, оплела его разум и насыщается, питается, как червь человеческой душой. Онтологическую основу любых страхований  мы находим в словах Христовых: «Не бойся, только веруй», другими словами: если ты боишься, значит, вера твоя мала. Она не способна преобразить твою земную жизнь и не укореняет твою личность в вечной реальности.  «Совершенная любовь изгоняет страх», однако, сильный невротический страх парализует всякое душевное движение  к любви и жизненной полноте.

святость

Подлинная духовная жизнь противоположна  неврозам, истериям  и психозам. Святые суть самые здоровые люди, обладающие во всей полноте причастности к реальности. Об этот свидетельствует их прозорливость, их дар чудотворчества, их пророческий талант и их постижение конкретной человеческой личности, то что получило название «духовничество».  Только «небоящийся», подлинно верующий человек в настоящем смысле слова обладает сущностным постижением реальности, ибо он имеет прикосновение к глубочайшему корню и основе всякой реальности, к самому Богу. Самое действенное исцеление от невротических состояний, от фобий «века сего» заключается в вере, духовной церковной жизни и воздержании, только  на этом пути уничтожается всякая «одержимость», изгоняется беспокойный дух иллюзорных страхов и терзаний, присущих душе "техногенного" человека. Современная наука и медицина, вместо прежнего позитивистского взгляда 19 века на всякую религиозность, как на дурман и психоз, начинают приходить к заключению, что вера и духовная жизнь есть самые мощные средства устроения психофизики и исцеления духа.

WuinG5P4Lo8