Храм Вятки с 300-летней историей

Дворовая притча 

Встречаются у подъезда две собаки, одна другую спрашивает:

- Ты что такая смурная, вижу, хвост поник, и вообще…

- Да вот хозяин мой православным заделался.

- И что? Какие проблемы?

- Проблемы? Не разрешает теперь за кошками гоняться!

-Да?

- Да! И на прохожих лаять запретил.

- Ничего себе. Это же святое!

- Городскую свалку теперь стороной обходит. А там столько у меня друзей!

- Ты посмотри, что делает, что творит! А как насчет помоек?

- Да ты что? Все в прошлом! Теперь он в лес меня собой берет, на рыбалку, учит культуре: «сидеть», «лежать», «лапку»…

- Ну, кошмар какой! Не жизнь у тебя – тоска сплошная! 

Забавно? Но разве мы порой не так же относимся к посту? 

- Ты что постишься?

- Пощусь.

- И что? Мяса не ешь? Телевизор не смотришь? Детективов не читаешь? В аквапарк не ходишь? По магазинам не шатаешься? С друзьями на футбол не ходишь пива попить?

- Да. У меня теперь другая жизнь!

- Кошмар у тебя, а не жизнь! Кругом одни запреты!

- Не запреты, а сознательный выбор, свободный отказ от всего, что мешает Жизни!

Предтеча.preview

Пост – это Дар Божий. Особенно явственно это утверждение прочитывается на иконе «Ангел пустыни». На ней изображен Иоанн Креститель. Лицо его измождено многолетним суровым постом. Глубокие морщины прорезывают лоб. Взгляд его прям и невесел. Тело прикрывает грубая власяница. А за плечами огромные красно-огненные пасхальные крылья. Прекрасные могучие крылья торжествующей радости! Они возносят его не только над жизнью, над всем мелким, энтропийно-пошлым и суетным, как два победных потока, они поднимают его к Небесам Небес! Икона «Ангел пустыни» есть символ подлинного поста. В ней раскрывается его смысл. Он важен не сам по себе, а как путь к поставленной цели. В нашем случае – это путь к Пасхе!

ангел пустни

В предшествующее воскресение мы праздновали Торжество Православия – торжество учения Церкви. В воскресение святителя Григория Паламы мы праздновали практическую возможность воплотить учение Церкви в своей жизни. Жизнь Святителя Григория Паламы неразрывно связана с  церковным учением о Фаворском нетварном свете. Мы писали об этом подробно: http://hram-predtecha.ru/publikacii/article_post/favorskaya-gora---golgofa  Фаворский свет пребывал с Сыном вечно, а с Иисусом Христом с момента Благовещения. На горе Фавор Христос отверз очи Своим ученикам и они стали способны увидеть незримый божественный свет. Если согласиться, что этого Света, этой световидной энергии Божией, благодати Христовой не существует, то Бог для людей совершенно недоступен, непроницаем, как черный алмаз, ибо с Самим существом Божиим нам не дано соединиться по разности природ, как например, не может человек соединиться сущностно с огнем или энергийно с таблицей умножения. Если же определить фаворский свет, благодать Святого Духа, как сотворенную силу, то в таком случае мы опять оказываемся сиротами, выброшенными «на отмель веков» в тотальном одиночестве. Вместо Бога мы становимся сопричастны «космической энергии», другими словами, миру, только на каком-то квантовом уровне. А зачем нам еще некая высшая мировая сила, если мы носим ее в себе с рождения? Злее ереси не придумаешь! Но именно такое мнение защищал ученый монах Варлаам и его последователь Акиндит. Духовный подвиг излишен, ибо фаворский свет подобен северному сиянию или как сказали бы сейчас, свечению биоплазмы. Константинопольский собор 1341 года осудил это бесчеловечное учение. Варлаам внешне раскаялся и отплыл в Рим, где папа его рукоположил в епископы. Последнее его известное деяние – преподавание греческого языка поэту Петрарке. Память его погибла, даже без шума!

пост

Самый высокий смысл поста в стяжании Фаворского света. Мы испорченные светоприемники. Пост – это капитальный ремонт, исправление сбитых настроек. Учение о Фаворском свете не теория, а жизненная духовная практика. Покаяние – начало самонастройки для собирания Света благодати, венец покаяния – видение света. «И дерзаю сказать, что видение несозданного Света связано неразрывно с верою в Божество Христа. И связано, и странным образом зависит одно от другого. В едином Свете являются и Христос и Святой Дух. Сей Свет свидетельствует о Божестве Христа, потому что нельзя не узнать Бога в том Свете, о котором идет речь. Когда же по дару Свыше я удостоился узреть Нетварный Свет Божества, тогда с радостью узнал в голубом сиянии нашей “голубой” планеты символ сияния надмирной славы. Оно, сияние сие, повсюду; оно наполняет все бездны мироздания, пребывая неизменно неосязаемым, запредельным для твари. Голубой — есть цвет запредельности. Многим на земле было дано блаженство увидеть сей дивный Свет» - учит архимандрит Софроний (Сахаров) в своей замечательной книге «Видеть Бога, как Он есть». 

свет

Мы мечтаем о земном счастье, строим каждый свою малую «вавилонскую башню», но не получается, да и не может получиться, ибо сказал Господь человеку «в поте лица твоего будешь есть хлеб свой» (в том числе и духовный) и уже однажды разрушил Вавилонскую башню строителя-правителя Нимрода. Она разрушала в человеческом обществе высокое единство, общность перед лицом Божиим, возвышала жесткий индивидуализм, ниспровергала Любовь, как средоточие подлинной соборности людей. «Карфаген должен быть разрушен». Вавилонская башня должны быть снесена.

башня

Так и упование каждого из нас на личную счастливую «вавилонскую башенку» обречено на провал, ибо не доставляет нам спасения, замыкает нас в горделивой автономии на самих себе, не дает развиться личностным духовным качествам, способным к развитию только когда мы выходит за пределы своей тварно-душевной индивидуальности. Фаворский свет никогда не увидеть стоя на вершине своей маленькой «вавилонской башне» отдельного  счастья! Нам дана другая, Святая Башня, «Столп и утверждение Истины» - Церковь Христова. Совершая путь по духовной лестнице поста, мы восходим к ее вершине, с которой видно, как Фаворский свет разливается крестовидно по всей земле.

Фавор.jpeg