Храм Вятки с 300-летней историей

икона Рождества

икона Рождества

Каждое богоявление в земном мире имеет воспитательное значение,  так, например, Бог, явившийся пророку Моисею в  горящем терновом кусте, не только призвал его к Себе,  но символически показал, что еврейский народ «сгорал, не сгорая», в страданиях в египетском рабстве. Святые отцы многоразлично толковали этот образ. Этот же образ является символом и Божьей Матери. Она приняла в себя, как цветущий чистый куст – Бога; восприняла огонь Божества, «поедающий все», но не опалилась в этом огне, а родила Спасителя мира. Если мы вспомним явление Бога не в Ветхом Завете, а в Новозаветные времена, то увидим, что Господь Иисус  Христос не чужд этому педагогическому символизму. Так и сегодня рождественские символы явились в мир не только для того, чтобы Спаситель мог родиться в пещере, но и для того, чтобы мы извлекли для себя духовную пользу из символических образов божественного рождения.
 

Божия матерь

Божия матерь

Господь родился в пещере. Неужели Бог, Который сотворил весь этот прекрасный мир, не мог предоставить своему Сыну хотя бы человеческое жилище? Пусть не богатые  палаты начальника синагоги, а хотя бы закуток в какой-нибудь захудалой гостинице? Неужели Бог не мог сотворить пещеру получше, особым образом созданную пещеру, полную драгоценных каменьев, света и цветов? Мог. Но мы видим, что эта пещера была предназначена, даже не для людей, а для домашнего  скота. В нее пастухи загоняли  овец и баранов во время Бури и непогоды.
 

пещера рождества.jpeg

Бог любит Сына Своего. Все, что Господь сотворил в мире, Он сделал это только для человека, для нас. Богу ничего не нужно. Он может обойтись без мира и без человека, ибо Троица есть совершенная любовь. При создании мира Богу ничего не прибавилось и не убавилось. В связи с этим вспоминается знаменитый  символ древнегреческого философа. Он говорил, что наш  мир подобен пещере. Мы уже не понимаем, что мы видим в этом мире. Мы подобны людям, которые сидят в пещере, и когда нечто проходит или каким-то образом попадает в отверстие этой пещеры, то мы можем тень этого существа, этого явления увидеть на холодной неровной стене этой пещеры. Много ли человек может увидеть в такой пещере? Тени подобий. Другими словами, мир во времена Христа уже схлопнулся до уровня этой темной холодной пещеры, в центре которой лежат ясли, как какое-то захудалое одеревеневшее человеческое сердце. И человек стал воспринимать реальность именно только как тени и подобие. Мир для него утратил свою священную высочайшую красоту. Человек перестал видеть мир в его первообразах, в его первоосновах. Он стал видеть мир только в тенях и подобиях.

пещера 2

 
Именно поэтому одно из воскресений после Пасхи посвящено исцелению слепорожденного. Каждый из нас с рождения является духовно слепым. И здесь не помогут никакие знания, никакие врачи, никакие человеческие ухищрения и таланты. Необходима Божественная помощь, чтобы человек прозрел, чтобы вместо теней и подобий в этой пещере, он смог выйти из нее, увидеть Бога и вместе с ангелами воскликнуть: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение», - как это воскликнули ангелы при Рождественской пещере.
 

Богу не нашлось места на земле, не нашлось ему места даже в иерусалимском храме, не нашлось места в человеческих жилищах и в человеческих пределах. Христос не только Бог, но и Человек, поэтому человечество само себя загнало в эту пещеру для скота. Христос не только Спаситель мира, но и при рождении Он был младенцем. Он так же, как младенец, двигал ручками, ножками, гугулькал на языке младенческом. Поэтому рождественские образы мы можем принимать и символически.

 

Христос – младенец, ребенок и родился в пещере для скота. Это значит, что в мире все меньше стало места для детей, детского, для детской радости. Все, что связано с этой детской радостью – связано с родовой жизнью, с жизнью рода; с тем, что является продолжением жизни,  что эту жизнь организует и вдохновляет – все это было вогнано в темную мрачную пещеру. Всякому детству стал приходить конец. Вот куда Божий мир был загнан. Есть такое выражение: он стал возвращаться в свою утробу. Значит, мир уклонился к смерти, к небытию. Ибо детскость – это есть начало, заря жизни. Мир взрослел. Мир старел. Он умирал. И память тех  младенцев Вифлеемских, которые погибли при Ироде, совсем не случайно празднуется во время Рождества Христова.

икона родовая
 
Рождество Христово - это второе рождение мира. И сегодня мы понимаем, что Рождество – это во многом именно детский праздник. Слова «будьте как дети» ныне каким-то непосредственным, ярким образом обращены к каждому из нас. Рождество Христово – это не только красивая история. Это призыв окунуться в стихию Рождества, войти вместе со Христом, вместе с Иосифом и Марией, вместе с волхвами и ангелами, войти в Его пещеру, стоять у Его яслей. Именно от этих яслей мир начал свое движение к новому возрождению. Бог родился в пещере, но в пещере не остался. Он вышел в мир. Он его спас. Бог призывает вместе с Ним выйти из Вифлеемской пещеры и увидеть мир в его первозданных основах.