Храм Вятки с 300-летней историей

Витязь на распутье.jpeg

Преподаватель.  Ребята, что вы видите на картине?

Дети. Стоит рыцарь перед камнем. Скелеты лежат.

Преподаватель. А конь, как он стоит, он понурил головку?

Дети. Да.

Преподаватель. А копье   витязь опустил?  Картина знаете, как называется?

 «Витязь на распутье». Впереди за камнем что?

Дети. Похоже на какое-то болото.

Преподаватель. А распутье  -  это что такое? Это как перекресток на дороге, да?

Дети.  Да.

Преподаватель. А вы видите за камнем какую-нибудь дорогу?

Дети.  Нет. Там  нет дороги!

Преподаватель. Да, дороги нет. Это что значит?

Дети.  Перекресток?

Преподаватель. Смотрите внимательно.  Камень на распутье стоит…

Дети. На нем  все написано.

Преподаватель. Что написано, помните?

Направо пойдешь – коня потеряешь,

Налево пойдешь – что будет, кто помнит?

Дети. Сам потеряешься.  Сам пропадешь

Преподаватель. Верно, сам пропадешь!     А прямо пойдешь – и коня потеряешь и сам…

Дети.  Потеряешься, погибнешь.

Преподаватель. Давным-давно никто не приезжал к этому камню. Так что, все дороги уже заросли. Один только камень остался. А череп видите рядом  с камнем?

надгробный камень

Дети. Да.

Преподаватель. Вот такой же витязь стоял-стоял, мялся-мялся, думал: по какой дороге поскакать? И остался навеки у камня. Он стал его надгробием. Никуда не поехал витязь. Страшно! Видите, над полем воронье кружит?

Дети. Да.

Преподаватель. Почему воронье кружит? Они думают, что этот витязь тоже в растерянности проведет свой век  у камня,  никуда не уйдет, так здесь и останется навсегда.  Витязь, видите, какой грустный?  Как вы думаете почему? У него словно и выбора-то хорошего нет, так? Везде плохо, нигде не сказано, что направо пойдешь, мешок пельменей найдешь…

Дети. Некуда ему  пойти!

Преподаватель. Да, некуда! А ведь  нужно идти.  Нужно поспешать! Куда, вообще, направляется бедный витязь? Может быть, он пошел  царевну спасать, вызволять из неволи друга,  биться с чудищем трехголовым?  Он достиг предела знакомых родных земель,  за этим камнем начинается Неведомое Царство. Там уже действуют совсем другие законы. Там может из-под земли неожиданно появиться столб огня и попалить витязя черным пламенем.   И конь предчувствует беду. Он не бьет в нетерпении землю копытом. Посмотрите внимательно на витязя. Как вы думаете, все-таки он двинется дальше или нет?

Дети. Нет! Нет!

Преподаватель. Никуда значит, не поедет?

Дети. Он может быть, обратно вернется.

Преподаватель. Почему вы так дружно решили?

Дети. А что еще ему делать?

Преподаватель. Хорошо. Но почему он дальше не поедет?

Дети.  Потому что нет дороги.

Преподаватель. Вот как! А стал бы  художник писать такую грустную картину, где витязь стоит перед камнем и хочет повернуть домой? Кто-то, может быть, думает иначе?

Дети. Не знаю! Куда-нибудь все равно ускачет!

Преподаватель. Смотрите внимательно,  у него все снаряжение с собой: щит, булава, лук, меч, копье в правой руке.  Если бы он решил остаться здесь, он бы что сделал первым делом?

Дети. Убил.

Преподаватель. Кого убил?

Дети.  Себя убил.

Преподаватель.  Вряд ли. Он бы спустился с коня. А на картине витязь с коня не спрыгнул. Посмотрите, у него ноги даже в стременах. Видите, сапожки в стременах?  А это что значит?

Дети. Что скоро поедет!

Преподаватель. Это значит, что сейчас он  стукнет легонько стременами боевого коня по бокам и поедет, да? А у него есть благословение родительское?

Дети. Наверное, есть!

Преподаватель. Конечно, есть! Как же без  благословения-то родительского?

Витязь  при доспехаха

Смотрите, витязь в полном облачении, в кольчуге и шлеме, кудри у него собраны, не развиваются по вольному ветру. Хоть сейчас в бой!  И батюшка  с матушкой его благословили. Какие  могут быть сомнения? Правда? А он все равно думает. Это что значит? Это значит, что в этом мире мы ежедневно совершаем какой-нибудь выбор и решаем, будем мы что-то делать или нет. Думаете,  такие предрекающие камни только в сказках  на распутьях лежат? Каждый день, каждый час такое бывает! Скажем, дали на самокате порезвиться. И каждый час перед выбором: то ли самому покататься, то ли другому дать? Догадались уже, где такой  камушек стоит? Кто догадается?

Дети. На травке стоит.

Преподаватель. А вы про картину забудьте. Вы на себя внимание обратите. Каждый день и час этот камушек нам встречается. Где же этот камушек?

Дети. На земле. На небе.

Преподаватель. На себя внимание обратите.  В нас этот камушек.

Дети. В сердце! В сердце!

камушки сердце

Преподаватель. Правильно! Этот камушек в сердце. И на этом камушке написаны Божьи заповеди. Как нужно жить. Мы все время стоим перед выбором: жить нам по заповедям Божьим или нет?

Дети. Жить!

Преподаватель. Поделиться конфеткой или не поделиться?

Дети.  Поделиться.

Преподаватель.  Слушаться папу с мамой или не слушаться?

Дети.  Слушаться.

Преподаватель. А теперь представьте, что вместо этого рыцаря перед  камнем оказался  колобок из известной вам сказки! Как вы думаете, как бы он поступил? Стал бы он думать, размышлять катиться дальше или не катиться?

Дети.  Он, наверное, на камень даже внимания  бы не обратил. Поехал – и все! Сам бы потерялся! Его бы вороны  съели!

Преподаватель.  И ничего хорошего колобок бы не сделал, как в сказке о Иване-Царевиче.  А  царевич Иван не побоялся вступить на незнакомую землю и вернулся обратно  с царевной на Сером Волке. А теперь я вам расскажу обещанную сказку «Колобок на распутье».

                           КОЛОБОК НА РАСПУТЬЕ

Жили-были старик со старухой.  Однажды, старик сказал: «Старуха, я хочу колобок». Колобок – это круглый такой хлебушек. Старуха отвечает:

-  Да нет у меня ничего. В амбаре пусто, на сусеках пусто, на полках пусто, а когда было густо, я уже и не помню, чтоб тебе было пусто!

А старик не отстает:

-  Старуха, знать, плохо ты смотрела. Надо лучше глядеть. Возьми-ка веничек, да чистый и по сусекам-то помети, по амбарам-то поскреби! Не ленись! 

колобок в печи

«Ох, - думает старуха, -  хоть и старик, а ведь муж, слушаться надо». Пошла, поскребла по сусекам, помела по амбарам. Насбирала серенькой мучки с пригоршню. Все, знаете, с такими соринками, с какими-то маленькими песчинками, но делать-то нечего, придется из такой не первостатейной муки стряпать колобок. Поставила колобок в печь. Большой вышел колобок, румяный, вкусный, наверное. Потому что, знаете, последнее оно всегда бывает самое-самое вкусное. И когда колобок испекся, достала старуха его из печки рогатым ухватом, поставила  на подоконник остывать, а сама отошла по хозяйству. И вдруг произошло чудо: колобок ожил! У него появились маленькие ручки,  ротик, глазки, носик, может быть, и хохолок небольшой появился. Потянулся колобок,  увидел в окошко большой-большой мир и сразу завеличался: 

-   Этот мир Бог создал для меня! Все в нем мое и  принадлежит только мне одному, потому что я не простой человечек, я колобок! Восьмое чудо света! Не было до меня ничего подобного и не будет! Кто такие эти бабка с дедкой? Деревенщина! Дальше околицы  носа не показывали! Простофили! Бог из меня  великое чудо сотворил, а они того гляди меня съедят! Я от них убегу. Я хочу жить долго, счастливо и свободно! 

колобок покатился

Спрыгнул  колобок с подоконника и покатился по дорожке. Вот уже и деревня осталась за холмом, закатился колобок на опушку темного леса. Вдруг откуда ни возьмись, навстречу ему выпрыгивает Заяц и говорит.

- Колобок, колобок я тебя съем.

Преподаватель.А колобок ему, что отвечает?

Дети. Не ешь меня.

Преподаватель. Не ешь меня, я тебе песенку спою. А зайчик-то простодушный,его не трудно обмануть. И пока колобок песенку пел, зайчик заслушался. То есть, колобок-то у нас, кто оказался?

заяц и колобок

Дети. Певец!

Преподаватель. Да, исполнитель авторской песни! Зайчик колобка, так заслушался, что обо всем забыл. Глаза закрыл, к дереву прислонился, стал мечтать о  капустной кочерыжке!  А колобок тем временем, хитро подмигнул вороне на ветке и  покатился  дальше. Темный лес еще плотней сомкнулся за его колобочьей спиной. Еще уже стала лесная дорожка.  И повстречался ему Волк:

- Колобок, колобок, я тебя съем!

Дети. Не ешь меня, Волк, я тебе песенку спою!

колобок волк

Преподаватель. А серый-то Волк хоть и злой, но тоже, как зайчик простодушный. Всю жизнь в лесу прожил, на балалайке никто ему серому ни разу не играл. Все сам, все сам. И, конечно же, песен таких сладкозвучных никогда не слышал. В лесу-то ведь  только филины ухают, да вороны каркают. И когда колобок запел свою песенку тоненьким, хлебным голоском, то волк вспомнил детство, вспомнил, как он был маленьким волчиком и мама напевала ему колыбельную:

Дети смеются.

Преподаватель. И говорит серый Волк:

-  Ладно, колобок, утешил ты мою душу, иди, куда бока глядят!

И покатился колобок дальше по узкой дорожке в темную  лесную чащу. И вырос он в собственных глазах чуть ли не до верхушек… пеньков. Надулся, как воздушный шарик, зачванился, раздухарился. Как же!  «Я от бабушки ушел. А от дедушки ушел. Я от зайца ушел, я  от волка ушел!» Герой к верху ноздрей! И вдруг  появляется Медведь и говорит:

колобок медведь

-  Колобок, колобок!

А Медведь огромный, он горой  стоит посреди дороги:

-  А  я тебя съем!

А колобок ему в ответ:

-  Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, и от зайца ушел, и от волка ушел. А хочешь, я тебе песенку спою?

Медведь думает: «От зайца ушел, от волка ушел, что это за песенки такие? Я сам петь люблю, мне никто на ухо не наступал!» Рыкнул медведь:

- Ну-ка, давай, сначала я спою, а потом ты споешь. Посмотрим!

Медведь прокашлялся и забасил: 

Ну, как? - спрашивает у колобка -  могущественно?

Колобок отвечает:

- Ничего себе, а теперь я песенку спою.

 И он запел так нежно, так весело, так ласково, чуть дыша.

Дети. А спойте нам, спойте! 

Преподаватель. У меня не получится.

Дети. Ну, пожалуйста, пожалуйста!

Преподаватель. Ладно, слушайте. 

Да так певуче запел, так красиво, что затуманился взгляд у медведя, заплакал он светлыми медвежьими слезами, приговаривая:

-  Никогда такого замечательного пения я не слышал, никогда!

А колобок  покатился дальше. Сомкнули над его головушкой  свои  мохнатые лапы столетние ели. Длинные тени легли на дорожку. Обо всем на свете забыл  колобок, забыл, что он убежал из дома, что катится он неведомо куда по нехоженой дорожке. Большой и прекрасный мир, что поманил его  из окошка, стал маленьким и темным, но ничего не замечает колобок. Катится, подпрыгивает, как мячик. От счастья совсем голову потерял. А сам-то весь запылился, из румяного колобочка превратился в небольшой невзрачный комочек.  И вдруг вышла ему навстречу лисонька-лиса, хвостиком машет, глазками масляными улыбается.  Может быть, ребята, ни один такой камень уже появлялся перед наши колобком, как на картине  «Витязь на распутье»,  а он мимо них  прокатывался, даже не взглянув.  И вот, Лиса его останавливает, и он впервые за все время своего бесцельного побега, слышит прямой вопрос:

- Колобок, колобок, куда ты катишься?

Преподаватель. А куда катится колобок?

Дети. Не знает он. Не знает куда!

Преподаватель. Верно, некогда об этом ему было подумать. Одно было счастье: катиться прочь от родного дома и песни петь!

 

колобок лиса

 Он и говорит:

- Да не знаю, куда качусь. Главное, вперед! Меня зовет мир на подвиги!  Скажу тебе, Лиса, по секрету - я самое удивительное существо на свете! Я хлебное солнышко! Не было до меня таких прямокатящихся колобков и не будет!

А Лиса ему сладко поддакивает:

-  И не будет, больше не будет! Уж я тебе обещаю!  Отдохни, милый друг, наверное, путь твой неблизкий, посиди со мной. Я слышала, что вы там с Медведем песенки пели. Может быть, ты и мне споешь?

Колобок забыл обо всех страхованиях и опасениях лесных и запел:

- Я  колобок, колобок, я от бабушки ушел…  

А Лиса губки надула:

- Что-то я плохо слышу, верно, Медведь на ухо наступил. Не подойдешь ли ты поближе, еще ближе, присядь на мой удобный  кончик носа, посвети мне солнышко, вот сюда. Я и вижу, что-то плохо. Старость не радость!

 Подпрыгнул колобок, сел лисичке прямо на носик, удобно устроился…

Дети. Она его обманула и съела!

Преподаватель.  И запел. И только он запел:

-          Я колобок, колобок…

Как хитрая Лиса открыла свою пасть и проглотила колобка. Маленький такой серенький  шарик из теста. Даже не поперхнулась. Так пропал колобок ни за что ни про что. Навсегда замолчал его сладкозвучный голосок. Не увидел он ни большого мира, не совершил ни одного подвига, ни одного доблестного поступка. Пусто и темно прожил колобок свою жизнь. Никому не принес он радости, никто не пролил о нем ни одной слезники, даже бабушка с дедушкой не могли его пожалеть, ибо ничего не знали о его непутевой судьбе. Не вернется «блудный» сынишка колобок в Отчий дом. Не будет радостного пира в честь его возвращения! Эта не простая сказка, а сказка-притча. Печальный конец колобка многому нас научит на всю жизнь! 

колобок лиса 2

Преподаватель. А теперь я вас спрошу вот о чем.  Если бы бабушка увидела, что колобок ожил, что он стал живой, она бы отдала его дедушке на съедение?

Дети. Нет, ни за что!

Преподаватель.  Конечно, нет. Ведь они же были одиноки, бабушка обрадовалась бы и сказала: «Дедушка, у нас появился сыночек, мы назовем его Колобочком!» Они бы стали радоваться ему, они бы открыли перед ним все окна и двери в большой и прекрасный мир!  А колобок возгордился, надулся, обозвал бабашку с дедушкой простофилями. Итак, почему же с колобком произошла такая грустная  история?

Дети. Он убежал из дома!

Преподаватель. Убежал из дома, не послушался маму с папой, бабушку с дедушкой, посмеялся над старшими. Это первое.  А что второе? Главного, чего колобку не хватало? Вот смотрите, из чего он был сделан?

Дети. Из хлебушка

Преподаватель. А из какого теста – хорошего или плохого?

Дети. Плохого

Преподаватель. А о себе он как говорил?

Дети. Я по сусекам скребен, по амбарам метен.

Преподаватель. Чем  же тут гордиться? Понимаете? Здесь же совершенно не из за чего пыжиться и надуваться! Можно сказать, из муки с мусором сделали небольшой колобочек, да?  Еще понятно, если бы он говорил: «Я из кондитерской пришел, я кремом обмазан, я торт «Наполеон»!  Представляете, если бы такой тортик появился, он бы мог спеть, действительно, сладкую песенку: «Я тортик, тортик, я с маслом, я с шоколадом, я от бабушки ушел…»

тортик

А у колобка-то как получается? «Я с мусором, я с опилками, я с соринками! Я третий сорт!» А каково самомнение у него было пузатое!   Я говорил, колобок, восьмое чудо света! Чем дальше в лес, тем хуже. Как парус у корабля надулся. Летит, не видит ничего вокруг. Это значит, чего ему не хватало, чтобы жить долго и счастливо? Первое, ему не хватало - послушания. А еще чего? Смирения ему не хватало, кротости сердца. Ведь, если бы колобок был смиренным, он как бы сказал, увидев, что оказался один на один с лисой в темном лесу? Вот ведь, искушение-то!  Я  уже далеко в лес закатился. Хорошо, я ушел от волка, от зайца, от медведя,  но лиса хитрая, она меня обманет и  съест. Поэтому я лучше не буду с ней заигрывать. А лучше мне от нее быстро-быстро укатиться обратно к дедушке с бабушкой, под защиту родного дома!  Согласны? Потому что в лесу мне спасения нет, лиса меня везде отыщет. Ребята, чтобы с нами такие искушения и горести не происходили, чтобы нас «лиса не съела», чтобы все было у нас хорошо, нам какими надо быть?

Дети. Хорошими. Послушными. А у меня нет дедушки.

Преподаватель. Маму с папой слушай. А еще какими?

Дети. Добрыми! Кроткими, как кот Леопольд!

Преподаватель. Совершенно с вами согласен! Молодцы! 

Витязь на распутье.jpeg

Еще раз взгляните на картину  «Витязь на распутье». Каждый из нас все время стоит на распутье, как ему  поступить: правильно, хорошо или зло, плохо. Сегодня мы с вами, ребята, поняли, как преодолевать эти ежедневные распутья на жизненном пути. Все просто. Никакое зло не коснется нашей души, если мы будем послушными Богу, своим родителям. Никто и ничто не похитит наше сердце, если мы станем кроткими и добрыми, если мы начнем думать не о своем беззаботном счастье, а о том,  как принести радость другим людям. Тогда можно будет не сомневаться:  с Божьей помощью мы одолеем любое препятствие в жизни, пересечем любую незнаемую землю, пройдем через любую темную чащу.  И коня не потеряем, и сами вернемся с победой из самого мрачного царства Кощея Бессмертного.