Храм Вятки с 300-летней историей

мечты

Преподаватель. Ребята,  вы любите мечтать?

Дети. Да. А я нет. А я люблю.

Преподаватель. А о чем вы мечтаете? Как  медвежата о горшке меда?

Алеша. Да, о целом горшке меда. А еще лучше о шоколадке!

Дети. И я тоже обожаю мед! И все сладкое!

Преподаватель. Если все вы мечтаете о горшке меда, то значит вы – не мечтатели. Если б я был мечтателем, я бы мечтал о целой  бочке меда или о целом океане меда, в котором можно плавать, плескаться, нырять. А вы всего лишь – о каком-то горшке. Об этот медведь из сказки мог мечтать, а вы же люди. Вы должны  мечтать, как люди о большом! Может быть, вы  о чем-то другом еще мечтаете?

Дети.  Я о машинке  пожарной мечтаю. А я о домике для куклы. Я в море тоже хочу, только без меда.

Преподаватель.  Добрые у вас мечты. Они  разные могут быть. Бывают мечты, которые исполняются, а бывают несбыточные мечты. Мы можем мечтать об игрушечной машинке?

Дети. Да. Да. А я хочу железную. А я кораблик хочу.

Преподаватель.   А если мы будем мечтать, чтобы мама нам подарила жирафа?

Маша. А у меня есть жираф.

Преподаватель.  Настоящий?

 

воскресная школа занятие

Маша. Да.

Преподаватель.  А чем вы с мамой его кормите?

Маша. Мы его надуваем!

Преподаватель.  Ага, значит, он питается воздухом. Значит он настоящий только наполовину.

Дети. Почему наполовину?

Преподаватель. Потому что он наполовину резиновый, а наполовину надувной. Воздух-то  в нем настоящий. Так вот, мечты могут исполняться, а могут не исполняются. Вот, скажем, если есть мечта, чтобы вместо искусственной елочки была настоящая. Она может исполниться?

Дети. Да.

Преподаватель.  А если мы будем мечтать, чтобы вместо елочки была пальма кокосовая с  горячими блинами?

Дети. Нет, о елочке мечтать надо.

Преподаватель. А может быть такая мечта: чтобы нас до луны медведь забросил одной лапой? Никто об этом не мечтал?

Дети.  Нет.

Преподаватель.  А бывают мечты злые. Я знал одного мальчика, который знаете, о чем мечтал? Он представлял, что  выходит на арену цирка в спортивных штанах  и футболке. А напротив, в десяти метрах, ставят громадную пушку и в него стреляют из этой пушки. Ба-бах! А он такой непробиваемый оказывается, что от его груди пушечное ядро отскакивает, пробивает купол цирка и падает прямо на голову соседской старушки, которая отняла у него рогатку. Вот эта мечта добрая или злая?

Дети.  Злая.

Преподаватель. Конечно, злая и глупая. А как вы  назовете такую мечту: я прихожу рано утром в детский садик. Кто-то мне снимает шубу, другой – шапку, третий говорит: чего изволите, милостивый государь? Самую вкусную котлету, самую вкусную конфету мне дают. Все  говорят: «Чего изволите-с ». Не хочешь спать в тихий час, – пожалуйста,  делай, что хочешь. На пианино поиграть, когда все спят, – пожалуйста, играй; по кастрюле побренчать – да сколько угодно! Что ты еще хочешь? – на голове походить? – пожалуйста, если можешь, походи на голове. Так, что ты еще хочешь? Покататься на папиной машине? -  пожалуйста, возьми ключи, не забудь только взять с собой табуретку.

Дети. А зачем табуретку?

Преподаватель. На всякий пожарный случай! Так вот, такие мечты они добрые или злые?

Дети. Злые. Нет, добрые. Нет, злые.

Преподаватель. Спорить не будем, скажите честно: не знаем! Разберемся. Если человек мечтает, чтобы ему  прислуживали все подряд  и потакали всем слабостям,  пятки  ему чесали, зубы за него чистили, уроки за него учили. Чтобы все - все за него делали. Разве это добрые мечты?

Дети.  Нет.

Преподаватель. И я думаю, что нет.  Расскажу я вам маленькую сказку о мечте.

 

 Мечта глухаря 

 Жил-был  на свете один глухарь. Знаете, кто такие глухари? Глухарь- это птица большая. Курочку все видели? Глухарь- это большая курочка. Он плохо летает, зато очень быстро бегает. Охотники говорят, что глухарь – это вятский орел.  Он живет в глухом лесу и ночует зимой под снегом. Однажды один глухарь рано утром проснулся, потянулся, расправил крылья и подумал: « Эх, как было бы хорошо дом построить. Вот так прямо и вижу: на этой поляне стоит крепкий высокий дом с железной крышей, а внутри печка теплая, кровать с перинами. Все мое! Я прихожу в дом, забираюсь на печку, смотрю в окошечко.  В печки у меня на сковородке орехи жареные, ягодки сушеные». Размечтался глухарь и решил, что будет строить дом. Взлетел на толстую березу, чтобы осмотреть, где же ему на поляне лучше дом строить, а потом подумал: « Топора у меня нет, кузнеца у меня нет, чтобы дом сколотить, плотников у меня нет, пилы у меня нет, гвоздей у меня нет, бревен и камней у меня тоже нет. Как за дело-то приняться? Загадка!». Весь день сидел на березе глухарь, думу о доме думал, на закате одумался: « Ладно, еще одну ночь переночую под снегом, не беда. Дом-то в уме я почти достроил! Утром проснулся с мыслью: « Надо же дом строить». Вдруг подлетает к нему товарищ, тоже глухарь, и говорит: «Давай, милый друг, с тобой  покукарекаем, в снегу побалуемся, поиграем, повеселимся, снеговика слепим». Весь день оба друга-глухаря смотрели на солнышко, кувыркались в снегу, шаборшились, кричали, что попало, а вечером, взлетев на березу, стали громко петь: « Шулдыр - булдыр, шулдыр - булдыр». Смотрит глухарь: опять солнышко за лес  село. Забрался он под снег и уснул со счастливой мечтой:  «Завтра проснусь – обязательно начну строить дом». Как вы думаете, ребята, построит глухарь дом?

воскреная школа занятие 2

Дети. Нет.

Преподаватель. Почему?

Дети. У него нет ни помощников, ни инструментов. Он больше играть любит.

Преподаватель.  Верно, ребята! А глухарь мечтает все равно, чтоб дом построить. Значит, его мечта как называется?

Дети думают, складывают губы в трубочку, крутят головами, вздыхают.  Молчат.

Преподаватель. Я вам подскажу. Такая мечта называется фантазерством. Фантазировать в меру хорошо, нужно только понимать, что это фантазия, сказка воображения. Она никогда не исполнится. Мы же с вами разговариваем о правильных настоящих мечтах. Я бы назвал их мечтами-заданиями. Мы мечтаем, ставя перед собой цель. Правильная мечта всегда помогает добиться цели.  А  теперь я вас очень серьезно спрошу: стоит ли мечтать о чем-то таком, что никогда не исполнится, например, вырасти выше Кремлевской башни?

Дети. Нет.

Преподаватель. Стоит ли тратить силы на это?

Дети. Нет, нет, не стоит.

Преподаватель. Молодцы! Я вам расскажу еще одну сказку.

 

Мужик и колесо 

Однажды, шел мужик с горы и вдруг видит: мимо  катится колесо. Обрадовался мужик, сел на камень при дороге и стал думать: «Ну вот, поймаю колесо, потом найду где-нибудь остальные три колеса, сделаю знатную телегу. На телеге поеду в город на базар, повезу сено.  Сено продам, куплю корову, корова надоит молока, молоко продам, куплю еще одну корову. Будет у меня целое коровье стадо, буду молоко продавать, куплю кирпичи, построю дом каменный; построю каменную клетушку для коров, коровок будет все больше и больше, стану богачом, перееду из деревни в город, меня заметят, царь пригласит ко дворцу и выдадут за меня царскую дочку, стану я кумом царю, будем с ним вместе пиры пировать, друг к другу будем в гости ходить. А когда царь умрет, то я вместо него стану царем». И пошел мужик с этой счастливой мыслью по деревне. Все знакомцы кричат ему: « Здравствуй, мужик!» А он  идет себе, никого не замечает. «Холопы, вы  передо мной, - говорит, - муравьи в кепках, с кем здороваетесь? Царь перед вами идет будущий, родственник царский». И еще выше нос задирает.  Жители деревни,  мужика, как облупленное яйцо, знают, простоты душевной мужик неслыханной слыл,  отвечают они: «Да, ты деревенщина, сам в косоглазой избе живешь, а туда же вместе с лебедями на небо лезешь!».  Мужик остановился, прищурился. «Эх, деревня, - смеется – ни разумения, ни понимания момента у вас нет! Колесо мимо меня сегодня катилось, я его поймаю, найду еще 3 колеса, сделаю телегу…» и так всю свою мечтательную историю и рассказал. Добрался мужик до конца деревенской улицы, смотрит, мальчик сидит на крылечке дома. Мальчик с ним поздоровался: «Здравствуйте, мужичок!» Мужик осерчал на мальчика: «Да ты знаешь, кто я для тебя? Я захочу- помилую тебя, а захочу - голову тебе отрублю». Мальчик спрашивает: «За что, добрый человек, голову хотите мне отрубить?» А за то, отвечает важно мужик,  что я сейчас колесо поймаю, три колеса найду…  и рассказал мечтательную свою историю снова. Мальчик стал его упрашивать: «Дяденька, дяденька, я так люблю бегать, давайте вместе  колесо будем ловить!»  «Ах, ты родная осина! - опомнился мужик, - А колесо-то ведь укатилось». Побежал он обратно под горку, видит: колесо укатилось прямо в болото и в болоте потонуло. Так и не стал мужик царем!

 

Преподаватель.  О чем, ребята,  эта сказка?

Дети. Что он хвастался. Его мечта не сбылась.

Преподаватель.  А, если бы  мужик поймал колесо, стал бы он царем?

Дети. Нет.

Преподаватель. Почему? Потому что у него была  неосуществимая мечта? Спрошу вас так:  в его мечтах было что-то доброе? Он о чем мечтал?  Поймать колесо! Эта мечта его могла исполниться?

Дети. Могла!

Преподаватель. А разве стоило  об этом мечтать? Мимо тебя колесо катится, хватай его скорее двумя руками! Не упускай своей удачи! Кто знает, к какому большому счастью может привести маленькая удача? Верно? Что такое удача?

Это маленькое чудо, подспорье благое, которое Господь нам посылает, чтобы мы, ухватившись за него, за этот счастливый Божий миг,  смогли начать какое-нибудь значительно дело на земле. Если бы мужик схватил колесо, то может быть, он другие три колеса сам бы сделал, и сена накосил, и на базаре продал, и с прибытка коровник новый построил, и в город бы переехал, и царя бы на прогулке встретил, и полюбился бы царю своим умом и добрым нравом! А там и до дочери царской рукой подать! Но упустил мужик свое счастье в пустых мечтаниях. Не вольные мечты губят человека, а бесплодные фантазии, когда дело само в руки просится. Мечтать не вредно, когда мечта делу помогает, сообразно делу в уме нашем парит. К высокому жизненному полету зовет.

Преподаватель. Ребята,  вы любите мечтать?

Дети. Да. А я нет. А я люблю.

Преподаватель. А о чем вы мечтаете? Как  медвежата о горшке меда?

Алеша. Да, о целом горшке меда. А еще лучше о шоколадке!

Дети. И я тоже обожаю мед! И все сладкое!

Преподаватель. Если все вы мечтаете о горшке меда, то значит вы – не мечтатели. Если б я был мечтателем, я бы мечтал о целой  бочке меда или о целом океане меда, в котором можно плавать, плескаться, нырять. А вы всего лишь – о каком-то горшке. Об этот медведь из сказки мог мечтать, а вы же люди. Вы должны  мечтать, как люди о большом! Может быть, вы  о чем-то другом еще мечтаете?

Дети.  Я о машинке  пожарной мечтаю. А я о домике для куклы. Я в море тоже хочу, только без меда.

Преподаватель.  Добрые у вас мечты. Они  разные могут быть. Бывают мечты, которые исполняются, а бывают несбыточные мечты. Мы можем мечтать об игрушечной машинке?

Дети. Да. Да. А я хочу железную. А я кораблик хочу.

Преподаватель.   А если мы будем мечтать, чтобы мама нам подарила жирафа?

Маша. А у меня есть жираф.

Преподаватель.  Настоящий?

 

воскресная школа занятие

Маша. Да.

Преподаватель.  А чем вы с мамой его кормите?

Маша. Мы его надуваем!

Преподаватель.  Ага, значит, он питается воздухом. Значит он настоящий только наполовину.

Дети. Почему наполовину?

Преподаватель. Потому что он наполовину резиновый, а наполовину надувной. Воздух-то  в нем настоящий. Так вот, мечты могут исполняться, а могут не исполняются. Вот, скажем, если есть мечта, чтобы вместо искусственной елочки была настоящая. Она может исполниться?

Дети. Да.

Преподаватель.  А если мы будем мечтать, чтобы вместо елочки была пальма кокосовая с  горячими блинами?

Дети. Нет, о елочке мечтать надо.

Преподаватель. А может быть такая мечта: чтобы нас до луны медведь забросил одной лапой? Никто об этом не мечтал?

Дети.  Нет.

Преподаватель.  А бывают мечты злые. Я знал одного мальчика, который знаете, о чем мечтал? Он представлял, что  выходит на арену цирка в спортивных штанах  и футболке. А напротив, в десяти метрах, ставят громадную пушку и в него стреляют из этой пушки. Ба-бах! А он такой непробиваемый оказывается, что от его груди пушечное ядро отскакивает, пробивает купол цирка и падает прямо на голову соседской старушки, которая отняла у него рогатку. Вот эта мечта добрая или злая?

Дети.  Злая.

Преподаватель. Конечно, злая и глупая. А как вы  назовете такую мечту: я прихожу рано утром в детский садик. Кто-то мне снимает шубу, другой – шапку, третий говорит: чего изволите, милостивый государь? Самую вкусную котлету, самую вкусную конфету мне дают. Все  говорят: «Чего изволите-с ». Не хочешь спать в тихий час, – пожалуйста,  делай, что хочешь. На пианино поиграть, когда все спят, – пожалуйста, играй; по кастрюле побренчать – да сколько угодно! Что ты еще хочешь? – на голове походить? – пожалуйста, если можешь, походи на голове. Так, что ты еще хочешь? Покататься на папиной машине? -  пожалуйста, возьми ключи, не забудь только взять с собой табуретку.

Дети. А зачем табуретку?

Преподаватель. На всякий пожарный случай! Так вот, такие мечты они добрые или злые?

Дети. Злые. Нет, добрые. Нет, злые.

Преподаватель. Спорить не будем, скажите честно: не знаем! Разберемся. Если человек мечтает, чтобы ему  прислуживали все подряд  и потакали всем слабостям,  пятки  ему чесали, зубы за него чистили, уроки за него учили. Чтобы все - все за него делали. Разве это добрые мечты?

Дети.  Нет.

Преподаватель. И я думаю, что нет.  Расскажу я вам маленькую сказку о мечте.

 

 Мечта глухаря 

 Жил-был  на свете один глухарь. Знаете, кто такие глухари? Глухарь- это птица большая. Курочку все видели? Глухарь- это большая курочка. Он плохо летает, зато очень быстро бегает. Охотники говорят, что глухарь – это вятский орел.  Он живет в глухом лесу и ночует зимой под снегом. Однажды один глухарь рано утром проснулся, потянулся, расправил крылья и подумал: « Эх, как было бы хорошо дом построить. Вот так прямо и вижу: на этой поляне стоит крепкий высокий дом с железной крышей, а внутри печка теплая, кровать с перинами. Все мое! Я прихожу в дом, забираюсь на печку, смотрю в окошечко.  В печки у меня на сковородке орехи жареные, ягодки сушеные». Размечтался глухарь и решил, что будет строить дом. Взлетел на толстую березу, чтобы осмотреть, где же ему на поляне лучше дом строить, а потом подумал: « Топора у меня нет, кузнеца у меня нет, чтобы дом сколотить, плотников у меня нет, пилы у меня нет, гвоздей у меня нет, бревен и камней у меня тоже нет. Как за дело-то приняться? Загадка!». Весь день сидел на березе глухарь, думу о доме думал, на закате одумался: « Ладно, еще одну ночь переночую под снегом, не беда. Дом-то в уме я почти достроил! Утром проснулся с мыслью: « Надо же дом строить». Вдруг подлетает к нему товарищ, тоже глухарь, и говорит: «Давай, милый друг, с тобой  покукарекаем, в снегу побалуемся, поиграем, повеселимся, снеговика слепим». Весь день оба друга-глухаря смотрели на солнышко, кувыркались в снегу, шаборшились, кричали, что попало, а вечером, взлетев на березу, стали громко петь: « Шулдыр - булдыр, шулдыр - булдыр». Смотрит глухарь: опять солнышко за лес  село. Забрался он под снег и уснул со счастливой мечтой:  «Завтра проснусь – обязательно начну строить дом». Как вы думаете, ребята, построит глухарь дом?

воскреная школа занятие 2

Дети. Нет.

Преподаватель. Почему?

Дети. У него нет ни помощников, ни инструментов. Он больше играть любит.

Преподаватель.  Верно, ребята! А глухарь мечтает все равно, чтоб дом построить. Значит, его мечта как называется?

Дети думают, складывают губы в трубочку, крутят головами, вздыхают.  Молчат.

Преподаватель. Я вам подскажу. Такая мечта называется фантазерством. Фантазировать в меру хорошо, нужно только понимать, что это фантазия, сказка воображения. Она никогда не исполнится. Мы же с вами разговариваем о правильных настоящих мечтах. Я бы назвал их мечтами-заданиями. Мы мечтаем, ставя перед собой цель. Правильная мечта всегда помогает добиться цели.  А  теперь я вас очень серьезно спрошу: стоит ли мечтать о чем-то таком, что никогда не исполнится, например, вырасти выше Кремлевской башни?

Дети. Нет.

Преподаватель. Стоит ли тратить силы на это?

Дети. Нет, нет, не стоит.

Преподаватель. Молодцы! Я вам расскажу еще одну сказку.

 

Мужик и колесо 

Однажды, шел мужик с горы и вдруг видит: мимо  катится колесо. Обрадовался мужик, сел на камень при дороге и стал думать: «Ну вот, поймаю колесо, потом найду где-нибудь остальные три колеса, сделаю знатную телегу. На телеге поеду в город на базар, повезу сено.  Сено продам, куплю корову, корова надоит молока, молоко продам, куплю еще одну корову. Будет у меня целое коровье стадо, буду молоко продавать, куплю кирпичи, построю дом каменный; построю каменную клетушку для коров, коровок будет все больше и больше, стану богачом, перееду из деревни в город, меня заметят, царь пригласит ко дворцу и выдадут за меня царскую дочку, стану я кумом царю, будем с ним вместе пиры пировать, друг к другу будем в гости ходить. А когда царь умрет, то я вместо него стану царем». И пошел мужик с этой счастливой мыслью по деревне. Все знакомцы кричат ему: « Здравствуй, мужик!» А он  идет себе, никого не замечает. «Холопы, вы  передо мной, - говорит, - муравьи в кепках, с кем здороваетесь? Царь перед вами идет будущий, родственник царский». И еще выше нос задирает.  Жители деревни,  мужика, как облупленное яйцо, знают, простоты душевной мужик неслыханной слыл,  отвечают они: «Да, ты деревенщина, сам в косоглазой избе живешь, а туда же вместе с лебедями на небо лезешь!».  Мужик остановился, прищурился. «Эх, деревня, - смеется – ни разумения, ни понимания момента у вас нет! Колесо мимо меня сегодня катилось, я его поймаю, найду еще 3 колеса, сделаю телегу…» и так всю свою мечтательную историю и рассказал. Добрался мужик до конца деревенской улицы, смотрит, мальчик сидит на крылечке дома. Мальчик с ним поздоровался: «Здравствуйте, мужичок!» Мужик осерчал на мальчика: «Да ты знаешь, кто я для тебя? Я захочу- помилую тебя, а захочу - голову тебе отрублю». Мальчик спрашивает: «За что, добрый человек, голову хотите мне отрубить?» А за то, отвечает важно мужик,  что я сейчас колесо поймаю, три колеса найду…  и рассказал мечтательную свою историю снова. Мальчик стал его упрашивать: «Дяденька, дяденька, я так люблю бегать, давайте вместе  колесо будем ловить!»  «Ах, ты родная осина! - опомнился мужик, - А колесо-то ведь укатилось». Побежал он обратно под горку, видит: колесо укатилось прямо в болото и в болоте потонуло. Так и не стал мужик царем!

 

Преподаватель.  О чем, ребята,  эта сказка?

Дети. Что он хвастался. Его мечта не сбылась.

Преподаватель.  А, если бы  мужик поймал колесо, стал бы он царем?

Дети. Нет.

Преподаватель. Почему? Потому что у него была  неосуществимая мечта? Спрошу вас так:  в его мечтах было что-то доброе? Он о чем мечтал?  Поймать колесо! Эта мечта его могла исполниться?

Дети. Могла!

Преподаватель. А разве стоило  об этом мечтать? Мимо тебя колесо катится, хватай его скорее двумя руками! Не упускай своей удачи! Кто знает, к какому большому счастью может привести маленькая удача? Верно? Что такое удача?

Это маленькое чудо, подспорье благое, которое Господь нам посылает, чтобы мы, ухватившись за него, за этот счастливый Божий миг,  смогли начать какое-нибудь значительно дело на земле. Если бы мужик схватил колесо, то может быть, он другие три колеса сам бы сделал, и сена накосил, и на базаре продал, и с прибытка коровник новый построил, и в город бы переехал, и царя бы на прогулке встретил, и полюбился бы царю своим умом и добрым нравом! А там и до дочери царской рукой подать! Но упустил мужик свое счастье в пустых мечтаниях. Не вольные мечты губят человека, а бесплодные фантазии, когда дело само в руки просится. Мечтать не вредно, когда мечта делу помогает, сообразно делу в уме нашем парит. К высокому жизненному полету зовет.