Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

Икона Божией Матери Грузинская.jpegПреподаватель. У каждого из вас есть день, называемый Днем Рождения. Поднимите руку, у кого есть такой день.

Дети. День Рождения?

Преподаватель. Да, День Рождения! Сонечка у тебя есть День Рождения?

Девочка Соня. Есть!

 Преподаватель. А у тебя, Ванечка, есть День Рождения?

Мальчик Ваня. У меня нет.

Преподаватель. Бедный несчастный ребенок! Как же ты появился на свет?

Детский смех.

Преподаватель. День Рождения есть у всех людей, у каждого человека. Скажите, пожалуйста, а может быть День Рождения у домика.

Дети. Не-е-ет!

Мальчик Сережа. Почему, бывает, когда его покрасят.

Преподаватель. Это у него не День Рождения, это ему новую обновку подарили. Дня Рождения у домика не бывает. Кто разгадает такую загадку: у какого домика все-таки бывает День Рождения?

Дети. Не знаем.

Преподаватель. Кто отгадает такую загадку?

Дети. У Деда Мороза.

Преподаватель. А Дед Мороз разве домик?

Дети смеются.

Преподаватель. Посмеялись? Думаем дальше, думаем!

Мальчик Ваня. У храма есть.

Преподаватель. Правильно, у храма есть День Рождения, и называется он День Престольного Праздника. 4 сентября в храме Иоанна Предтечи мы будем праздновать престольный праздник, будем все вместе с папами и мамами чествовать икону Божией Матери, которая именуется Грузинской. Вы узнаете сегодня из нашей беседы, как и почему эту икону так назвали, и какими таинственными путями она появилась на русской земле.

 Далеко-далеко, давным-давно под Архангельском, на севере жили-были монахи на горе, которая называлась Красная, а место по названию горы - Красногорское. Монастырь был бедный, маленький. Один единственный деревянный храм стоял на горе, продуваемый всеми холодными ветрами. Монахи ели хлеб и овощи, пили теплую воду. Жили скудно, но не обижались на свою долю. Сами ее выбрали. За все они благодарили Бога, молились в храме и работали на земле.

 Был среди них монах по имени Павел. Каждый день он горячо и подолгу молился Матери Божией, чтобы заступилась она за бедную обитель, чтобы неведомо как, но появилась в храме на радость всем монахам ее красивая большая икона. В небогатом северном монастыре таких икон не было. Откуда им было взяться? Были только маленькие иконочки, как окошечки маленькие. А больших икон там не было, а очень хотелось монаху Павлу, чтобы большая, красивая икона украсила храм. Вы любите большие иконы?

Дети. Какие это? Вот такие? Такие, да?

Дети показывают руками размеры икон.

Преподаватель. Да, такие! Даже еще больше, чтобы можно было с такой большой иконой ходить крестным ходом по улицам, петь молитвы и благодарить Бога! Чтобы всем она была видна издалека! Но не было в обители такой крестоходной иконы, и монах Павел продолжал каждый день молиться. Много лет просил он милости Божией, и пришло время - Господь услышал его молитву.

 Еще раньше, до того, как русские монахи стали жить на Красногорской горе, в цветущую страну Грузию пришел жестокий царь Аббас с огромным войском, с мечами и копьями. Он пролетел по всей стране, как черный вихрь и превратил её в пепелище, все сжигал на своем пути, никого и ничего не жалел. Храмы разрушал, монахов выгонял из монастырей на улицу, а то, что было в храмах дорогое: иконы, облачения, кресты, подсвечники, он все это складывал...

Дети. Все золото и серебро, все чаши. А из этого делали деньги - поделки. Продавал и получал деньги.

Преподаватель. А зачем ему это?

Дети. Чтобы еще больше денег купить!

Преподаватель. Царь Аббас самолично складывал все захваченные сокровища в громадный окованный медными полосками сундук. А сундук охраняло сто богатырей, и везли его на телеге 12 коней, здоровых коней с мохнатыми ногами. Однажды услышал царь Аббас, что в одном храме хранится невиданной красоты икона Матери Господа Иисуса Христа, что почитает ее от мала до велика весь грузинский народ. Тотчас собрал свое войско Аббас и поскакал на захват этой святыни. Её храбро защищали грузинские воины, но их было очень мало, и они все погибли в жестокой битве. Еще в ушах воинов звенело от стука мечей, а этот царь уже, вбежав в храм, сорвал икону со стены, поднял её и сказал: «Вот сокровище грузинского народа, теперь оно будет у меня в плену, и придет час, и я продам его за большие деньги кому угодно, хоть самому дьяволу», - вот какой был жестокий!

Дети. И жадный!

Преподаватель. Святую икону закатали в толстый шерстяной ковер, положили на самое дно сундука, завалили золотыми монетами, и увезли в Персию.

Дети. А что это такое? Где это?

Преподаватель. Персия - это далекая страна вблизи Грузии. Там, в Персии, положили её не просто во дворце царя Аббаса, а там был темный-темный подвал, который закрывался на каменную дверь, не на железную, а на толстую дверь из цельных камней, окованную железом. Запиралась эта дверь двумя тяжелыми железными ключами сверху и снизу. Вы думаете, что таких ключей не бывает? Сходите, дети, в наш краеведческий музей, сами увидите там железные ключи, вот такие на полках лежат.

Дети. Вот такие?

Дети широко насколько возможно разводят руки в стороны.

Преподаватель. Таких длинных ключей не видел, а поменьше встречать приходилось. Каждый из вас только один такой ключ сможет поднять, два ключа уже будет тяжко. Я могу поднять, скажем, 10 таких ключей, но не больше, а их носили такие большие ключи на кожаном поясе, окованном железом, богатыри-стражники. И вот, в эту сокровищницу царскую в самый дальний угол, положили икону Матери Божией, которую назвали по имени народа - Грузинской. Но прошло время, никто икону покупать не хотел, все про нее забыли и даже царь Аббас о ней никогда больше не вспоминал. Словно похоронили святыню народа грузинского в мрачном подземелье.

 В те давние времена жил на русской земле в старинном городе Ярославле купец Георгий Лыткин, а у купца был приказчик Стефан Лазарев.

Дети. Приказчик?

Преподаватель Приказчик - это человек, который помогает купцу торговать. Он ездит по разным городам и странам и говорит: люди добрые, не желаете ли конфеток для деток, заточенных карандашей, пряников медовых, салфеток белых, учебников по математике? Берите В цене сойдемся! И люди отвечают: «Конечно, давайте нам пять килограммов конфет, две пары ботинок, стопку полотенец, мешок салфеток, и учебников маленькую повозку». И все довольны! Жили душа в душу купец с приказчиком. Купец Георгий доверял своему помощнику, а помощник Стефан трудился на совесть и никогда не обманывал своего хозяина.

 Однажды, задумал купец послать своего приказчика в далекую Персию. «Знаю я, - сказал купец, - продают там богатые цветастые ковры. Они мягкие, толстые, хоть в сапогах по ним ходи - износу им не будет!» Загорелось сердце приказчика Стефана. Захотелось ему в родную землю такие замечательные ковры привезти. Собрался он, благословился на дорожку и поехал в Персию на телеге. Добрался Стефан до персидского царства, все местные жители на него пальцем показывают, речи его иностранной удивляются. Редко русские люди забирались так далеко от Родины и были в диковинку персам. Дошла молва о Стефане до царя Аббаса. Он приказал своим слугам: « Приведите мне этого русского человека, я хочу его видеть. Какой он там? Может быть, у него две головы или три руки - не известно. Что это за народ такой, русский?»

 И когда увидел царь приказчика Стефана, статного крепкого молодца, косая сажень в плечах, в рубашке шелковой, в сапогах красных, в шапочке, мехом обшитой, с бородкой ладной, с лицом умным и добрым, он воскликнул:

- Вот это муж, вот это русский богатырь! Я тебе подарю ковер за твою богатырскую стать! Подарю бесплатно! Проси у меня все, что хочешь!

Но приказчик Стефан отказался.

- Послал меня мой хозяин Георгий не за подарками. Хочу купить ковры у тебя самой лучшей работы. Серебра и золота у меня достаточно, я за все честно готов заплатить.

 И вдруг, царь вспомнил об иконе и говорит:

- У меня есть одно сокровище, не желаешь ли купить его?

А Стефан ответил:

- Если это сокровище будет мне Богом предназначено, то я его возьму.

 На этом царь с приказчиком расстались. Ночью Стефан увидел святой сон. Матерь Божия явилась ему во сне и сказал: «Не робей, Стефан, покупай мою икону, Я сама все улажу».

 В это же самое время, когда почивал купец Георгий Лыткин на диване в далеком русском городе Ярославле, Матерь Божия предстала перед ним во сне и сказала: «Твой приказчик Стефан купит бесценное сокровище, но ты его не возьмешь. Ты должен его послать на Красную гору под Архангельском, где течет река Двина, в Двинской монастырь».

 Купец утром проснулся и подумал: «Что же это за сокровище такое должен привезти Стефан из Персии, трудно даже представить, что оттуда можно привезти, может быть, бриллиант какой? »

 А Стефан приказчик, как встал утром, сразу решил, что раз Матерь Божия говорит, её надо слушаться, и он купит икону, даже если все-все денежки придется потратить. Днем пришел он с поклоном к царю Аббасу, и повел его царь через каменную дверь в темный подвал посмотреть на чудесную икону Богоматери. Освободили стражники ее из пут толстого ковра, поставили к стене. Посмотрел раб Божий Стефан на икону и затрепетал. Душа его как на небо улетела. Она вся поразилась, восхитилась, ничего красивей он в жизни никогда не встречал. Жадный же царь Аббас, видя, как дорога икона русскому человеку, сказал со смехом:

- Я тебе её продам, если ты мне все свое серебро-золото отдашь!

- Забирай! - просто ответил Стефан. - Мне ничего не надо, ничего. Я готов пострадать, но эту икону у тебя из плена возьму. Не хочу, чтобы она хранилась в подвале мрачном, темном, где бегают крысы, где ходят стражники и ругаются друг с другом от скуки!

 Взял Стефан икону в руки, завернул в чистейшее полотенце и положил себе на грудь. Она хоть и была большая, но он к своей груди её прижал, да так поехал домой, держа образ Матери Божией у самого сердца. Так была освобождена Плененная Святыня грузинского народа!

 А когда приехал в Россию, его уже встречал с доброй улыбкой купец Георгий Лыткин. Купец сказал:

- Не робей, мой верный слуга, явилась мне Божия Матерь и сказала, что ты должен привезти какое-то бесценное сокровище, покажи его нам.

Когда снял Стефан с иконы полотенце, все так и ахнули. Эта икона была такая красивая, Матерь Божия как живая была на ней изображена.

Дети. А кто её рисовал?

Преподаватель. Нарисовал её один мудрый монах - иконописец. Это такой монах, который иконы пишет на чистых дощечках, вот кто её написал. Написал так, как будто сама Матерь Божия ему помогала, как будто за руку держала иконописца и говорила: «Вот здесь такую краску положи, здесь такую, а здесь такую...» Так под ее присмотром и написал монах икону.

 Образ этот святой русские люди пешком, крестным ходом, пронесли по дорогам России. Где нельзя было пройти, они плыли вместе с иконой на лодке; где нельзя было плыть на лодке, они вновь несли ее на руках. И так они дошли они до самого города Архангельска. В городе Архангельске их уже встречали, их уже ждали, потому что весть об иконе забегала далеко вперед. Наконец икону Божией Матери внесли в монастырь и с пением поставили в храме на аналой - крепкую деревянную подставку. И больше всех, - вы, дети, наверное, уже догадались, кто радовался - больше всех? Больше всех радовался монах Павел. А кто радовался тише всех?

Дети. Монах Павел?

Преподаватель. Да, тот самый кроткий и незаметный монах Павел, который много лет молился, чтобы чудотворную икону Господь подарил монастырю. Но он никому-никому об этом не сказал, потому что был скромный и только через много-много лет, будучи уже стареньким рассказал об этом своему лучшему другу. На ушко ему прошептал. Было и еще одно чудо в тот день. Когда икону внесли в храм, то там, в сторонке, стоял слепой и глухой монах по имени Питирим. И вдруг, глаза у монаха самопроизвольно открылись, слух его открылся, и он услышал песнопения и увидел добрые светлые очи Божией Матери, смотревшие с иконы прямо на него. Вот представьте себе, закройте глаза и заткните уши, вот так сделайте, а теперь откройте. Когда вы закрывали глаза и уши, вы же ничего не видели и ничего не слышали. И вот, этот монах...

Мальчик Сережа. Я маленько слышал.

Дети. А я видел. А я тоже немного слышал. И я.

Преподаватель. Постарайтесь, постарайтесь!

Дети стараются. Преподаватель старается вместе с ними.

Преподаватель. Страшновато. Слепому и глухому монаху было еще страшней. Он был словно один в целом мире; словно заблудился в темном лесу. Ни пения птичек, ни голоса мамы, ни даже звона колоколов.

Дети. И грома!

Преподаватель. Да, ничего ему не было слышно и ничего не было видно - полная темнота в полной тишине. Как грустно! Человек даже не представляет, какой вокруг мир, какие березки, какие в реках плавают рыбы, какие облака бегут по небу, какие красивые храмы стоят на земле русской - ничего!

Дети. Он даже не знает, кто идет.

Преподаватель. И вдруг, открываются у него глаза и первое, что он видит в мире - это икону Божией Матери - красивую, любящую, ласковую, и он понимает, что весь мир должен быть таким же прекрасным, как очи Богоматери, как её лицо, как её душа. И ему хочется, очень хочется, хоть немного приблизиться к этой небесной красоте. И мы с вами пойдет завтра на святой День Рождения храма, на престольный праздник Грузинской Божией Матери, чтобы нам стать, не когда вырастем большими, а прямо сейчас, как монах Питирим, зрячими, добрыми и отзывчивыми.

Дети. А во сколько?