Храм Вятки с 300-летней историей

Семинар в СлободскомВ школах Кировской области с 1 сентября 2012 года начнут преподавать "Основы религиозных культур и светской этики".

 

Основы духовно-нравственной культуры народов России (ранее - Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) - это учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один:

 «Основы православной культуры»

 «Основы исламской культуры»

 «Основы буддийской культуры»

 «Основы иудейской культуры»

 «Основы мировых религиозных культур»

 «Основы светской этики».

Педагоги рассчитывают на совесть учеников в освоении тех или иных направлений. Семья сама выбирает, что будет изучать ребенок. По доступной на сегодняшний день статистике в Кировской области около 60% родителей предпочли модуль «Основы светской этики», 25% «Основы православной культуры», оставшиеся выбрали « Основы мировых религиозных культур». 2000 россиян определили для своих детей блок «Основы буддийской культуры». Возможность поменять решение у родителей будет в начале следующего учебного года.

Новые учебники и пособия уже появились в книжных магазинах. В отделе образования заверяют, что скоро они будут доступны и посетителям школьных библиотек. Вятская Епархия уже несколько лет деятельно принимает участие в обсуждении и освоение нового учебного предмета.

 24 августа в 11.00. в Христорождественском монастыре города Слободского состоялся далеко не первый епархиальный семинар миссионеров-катехизаторов по теме "Деятельность миссионера-катехизатора в связи с преподаванием предмета ОРКСЭ в школе в предстоящем учебном году".

В этот пасмурный день последней летней недели у Спасского собора в г. Кирове в 10 часов утра собрались с ясными лицами приходские миссионеры. В Слободском предстояла серьезная работа. Все были собраны, дружелюбны и немногословны. В железные ворота Христорождественского монастыря, занимающего целый городской квартал, микроавтобус с участниками семинара въехал в назначенный час. Поднявшись на третий этаж одного из монастырских зданий, катехизаторы устроились за школьными зелеными столами в большом помещении среди книг и наглядных православных пособий. На этом же этаже расположилась церковно-приходская школа для самых маленьких с крепкими деревянными партами и двумя кроватями. Все правильно, позанимался ребеночек, прикорнул немного и снова за духовный труд. По соседству, на противоположенной стороне коридора в громадном помещении пожилая монахиня перебирала лук. Золотые большие луковицы покрывали крашеный пол почти полностью. Красивое августовское зрелище!

 К 11 часам на семинар подтянулись и другие миссионеры. Были представлены приходы Кирово-Чепецка, Омутнинска, Слободского, Уржума, Подосиновинца, Белой Холуницы, Нолинска и других Вятских благочиний. Всего собралось около 30 человек. Первым выступил руководитель миссионерского отдела священник Евгений Смирнов. Он только что вернулся из паломнической поездки с детьми, но вместо усталого и замотанного дорогой человека, перед катехизаторами предстал «бодрый и добрый» пастырь. Иерей Евгений начал свою речь не издалека, а прямо подошел к основной теме семинара:

«Пятнадцать лет шли разговоры о преподавании «Основ православной культуры», теперь это реальность. Новый предмет имеют право вести учителя, прошедшие специальную подготовку. Не допускаются к преподаванию священнослужители без профессионального педагогического образования. Кировский Департамент Образования оттягивал разработки по этому предмету в течение многих лет. Ждали «бумагу» из Москвы. Нет «бумаги» - нет приказа. «Бумага» наконец пришла! Оказалось, готовность к преподаванию предмета практически нулевая. Выборы предметного модуля в Кировских школах прошли в марте. Было множество случаем фальсификации выборов, дежурных отписок и просто их не проведения до лучших времен. Модуль «ОПК» по Кировской области выбрало около 25-30% родителей. Это хороший результат, учитывая асоциальный характер современной семьи. В области только одна треть семей является полной. Но даже, если в семье имеется отец и мать это еще не значит, что родители вплотную занимаются воспитанием детей. Отцы уезжают на заработки, матери заняты по дому, воспитанием заняты малограмотные бабушки. Сегодня просто собрать родителей в провинциальной школе на родительское собрание это уже проявить недюжинный педагогический талант. Порой доходило до смешного, родители выбирали модуль «Основы светской этики», думая, что их детей будут учить этикету, правилам поведения за столом и в общественных местах. Миссионеры хорошо потрудились. Ходили в школы, беседовали с учителями, директорами, завучами. Помогали понять родителям суть предмета «ОПК». Если в городе или селе, местный священник деятельно включался в работу, то курс ОПК порой выбирали до 90% родителей. По школам огромный разброс. Есть, где выбрали почти 100%, а есть, где почти 0%. Преподобный Герман Аляскинский часто повторял: «Я слуга и нянька местному народу!» Хорошо бы нашим батюшкам об этом помнить. Тем более, что «местный народ» это свои родные русские люди.

 Дьякон Андрей Кураев написал учебник по курсу ОПК. Он получился у него сложный, почти семинарский. Для кого писал? «Для умных детей! - отвечал отец Андрей, - Я хотел привить им вкус к мышлению». «Вкус к мышлению» - это замечательно, только не с учебника по ОПК надо начинать. Обычных детей как учить будем? Без помощи педагога-катехизатора, по моему мнению, даже обычному учителю разобраться в нем непросто. Про детей молчу. В Кировском центре повышения квалификации работников образования Кураевский учебник разобрали по косточкам. Издали по нему методическое пособие. Думаю, это будет серьёзная помощь учителю курса по ОРКСЭ. Мы находимся с вами в самом начале огромного многолетнего дела. Помоги нам всем, Господи!»

 Иерей Евгений Смирнов отошел от учительского стола и предоставил слово своему помощнику - Ирине Викторовне Репиной. Выступление Ирины Викторовны было ярким и эмоциональным. Все было сказано по делу, без елейной лексики и многозначительности

«Школа - поле войны! Контроль над обществом начинается с контроля над школой. Государство в первую очередь хочет воспитывать в своих гражданах духовную толерантность, не веротерпимость, а я бы сказала религиозную всеядность. Именно такой вывод сделало большинство учителей, написав после завершения подготовительных 72 часовых курсов по ОРКИСЭ, работы по религиозной толерантности. Осенью шесть библиотек будут города переформированы в молодежные центры. Директор одного из будущих центров озвучила общую мысль: «Шесть моделей по религиям. Надо создавать такое же число разделов». Часть родителей избрала блок «Основы светской этики» Социологи, ученые философы в один голос утверждают, что «светская этика» это недоразумение. Так и вышло в учебнике. Разбирая вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?», в разделе «добро и зло» сказано: «Хорошо то, что помогает жить, плохо то, что жить мешает». Это этика? Это индивидуализм, возведенный в норму. При таком подходе морализаторства избежать невозможно. Это делай, это не делай! «Туда ходи, сюда не ходи!» Дети при таком обучении отвергают любое этическое учение. «Достали!» - говорят они и затыкают уши. Это еще полбеды. Учебник рекомендует завершать школьный год «Праздником все религий». Лекторы, обучающие ОРКИСЭ совершают драматические ошибки утверждая, что икона «Сошествие во ад» звучит неприлично. Смысл данного шестимодульного предмета не понятен. Школа фактически к нему не готова. Мало написать учебник. Нужен еще по каждому программному модулю учитель. А это в итоге шесть учителей и плюс шесть зарплат. Общероссийской статистки по модулям не собрано. По Кировской области сведения такие: для преподавания курса «Основ светской этики» подготовлено 123 учителя, для курса «Основы православной культуры - 70 и для модуля «Основы мировых религиозных культур» - 54. Четко вырисовываются три проблемы: толерантность, нехватка учителей и страх перед Церковью. Причем в курсе ««Основы мировых религиозных культур» всемирный потоп заменен экологической катастрофой, а под трудом христианина понимается фольклорные ремесла. И это не единичные неправильности. Модуль «Основы светской этики» - очевидный атеистический путь. Ученые социологи и философы утверждают, что сама по себе идея светской этики - абсурдна. Любая этика исходит из религиозного содержания. Школа опасается миссионеров. Учителя их остерегаются. Они не хотят пускать на свою территорию. Совет простой. Нужно подружиться с учителями. Помочь с информацией, советом. У отца Евгения Смирнова есть целая видеотека, предоставленная игуменьей Софией Тищенко, по курсу ОПК. Стоит помнить, что курс ОПК предусматривает, по разрешению родителей, экскурсии по храмам и поездки по святым местам. Нужно нам этот опыт использовать».

Тему преподавания в школе ОПК продолжил штатный миссионер-катехизатор от храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, автор замечательной детской книжки о Великорецком крестном ходе, Надежда Васильевна Демидова.

«Школе нужна помощь. И пусть для начала это будет встреча с интересным человеком, показ фильма, беседа, совместное дело. Наша задача в школе помочь учителю, чтобы он смог дать детям православное учение о добре и зле. Мы призваны дружить, а не наставлять. Слово «обязаны» в нашем лексиконе не должно быть. Не задеть самолюбие учителя особенно на первых порах очень важно. Я восемь лет провожу беседы в храме. Какие бы слушатели именитые и важные не приходили при словах «любовь и семья» все замирают. Или прихожу к детям, спрашиваю: какой праздник отмечают христиане 52 раза в году? Пасху? Верно. А не много ли времени отводится для крашеных яиц? Может быть этот праздник намного глубже? Вот с этого места, когда внимание детей получено, можно долго говорить о Воскресении Христовом. Перед каждым уроком или беседой я молюсь. Без молитвы никакого миссионерства быть не может. Что можно посоветовать в помощь учителю ОПК? Мне в работе помогают книги Ильи Шугаева, Валерия Духанина, прот. Алексея Уминского, прот. Бориса Балашова. Замечательный цикл лекций по истории религий профессора А. Зубова. 16 часов в модуле ОПК - краеведческий. Мы можем его использовать для рассказа о Вятских святых. В помощь учителю будет и написанная мной книга о Великорецком крестном ходе и Святителе Николае Мирликийском чудотворце».

Н.В. Демидова представила свое произведение слушателям. Действительно, Московское издательство и наш автор Надежда Васильевна постарались на славу. Замечательный авторский текст богато украшен иллюстрациями, в твердой обложке большого формата. Не книга, а настоящий подарок!

Вскоре был объявлен перерыв. Кто хотел, тот спустился в монастырскую хлебную лавку. Теплым хлебным духом наполнилась аудитория. Вторая часть семинара была полностью отведена просмотру четырех первых уроков по курсу «Основы православной культуры». Собравшимся миссионерам показали фильмы: «Россия - моя Родина», «Религия и культура», «Человек и Бог в Православии», «Православная молитва». Все фильмы получили хорошую оценку и подробные комментарии ведущих семинара иерея Евгения Смирнова и И.В. Репиной.