Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

9tRIrZAfb U

9tRIrZAfb U

Сегодня, 29 ноября, во второй день Рождественского поста, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея — одного из ближайших двенадцати учеников Христа.

Священное Писание Нового Завета начинается с Евангелия от Матфея, но о самом Евангелисте нам известно очень немногое. В написанном им Евангелии о нем самом сказано предельно кратко: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним»,

подобный рассказ приводят евангелисты Марк и Лука. Примечательно, что евангелист Марк называет его другим именем: Левий Алфеев, а евангелист Лука отмечает, что он был мытарем, т.е. сборщиком налогов.  Впрочем, мытарем называет себя и сам евангелист Матфей, когда перечисляет имена апостолов в десятой главе написанного им Евангелия:

«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь…. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его; Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его; Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его».

Интересно то, что в этом перечислении Матфей указывает на свою профессию – мытарь. Он не пишет, имена Апостолов суть сии: первый Симон, называемый Петром, рыбак. Андрей, брат его, тоже рыбак. И Иаков Заведеев и Иоанн, брат его, тоже рыбаки, сыновья Зеведея. Только себя единственного он искренне и честно называет «Матфей мытарь».

Собственно, это всё, что сообщает нам об этом человеке Новый Завет. Апостол Матфей не оставил нам своих посланий, ничего не сообщается о каком-то особом его участии в событиях евангельской истории, о его проповеди после Вознесения, да вообще о его жизни. Ничего, кроме этого краткого эпизода – переломного момента, когда в жизни Матфея изменилось всё и навсегда.

Итак, апостол Матфей, он же Левий (тогда люди вполне могли иметь два имени), был братом другого апостола, Иакова. Их отца звали Алфей, братья жили в галилейском городке Капернауме. Этот город был расположен на дороге, которая связывала два других крупных города: средиземноморский порт Кесарию и столицу Сирии Дамаск. На таких дорогах с проезжих купцов взимались таможенные пошлины, и как раз на такой таможне работал Матфей. Разумеется, таможенная служба давала немалые возможности для обогащения: собирать деньги можно не только в казну, но и в свой карман. К тому же мытари были на службе у Римской Империи, которая, с точки зрения иудеев, являлась оккупантом и захватчиком. Неудивительно, что выражение «мытари и грешники» стало своего рода присловьем, что и отражено в Евангелии: мытари были обеспеченными, влиятельными, но презираемыми членами общества.

Второе имя Матфея – Левий, звучит резким контрастом с такой работой: это имя напоминает о Левии, сыне Иакова, одного из 12 колен Израилевых. Потомки Левия были священниками и левитами – людьми, постоянно служившими Богу при Храме. Наверное, когда родители евангелиста давали ему имя – они желали ему именно такой судьбы – священнослужителя, но он пошел по другому пути.

И вот, встреча мытаря Матфея со Христом. Что мог думать этот сборщик налогов, видя, как мимо него проходит знаменитый проповедник, о котором все вокруг говорят? С мытарями брезговали общаться люди даже простого звания, а тут – великий пророк! Наверняка Матфей думал, что Христос даже взгляда не бросит на него – чиновника, погрязшего в коррупции, который пересчитывает отнятые у честных людей монеты с изображением чужеземного императора.

Но Христос не поставил Матфею никаких условий, ни в чем его не упрекнул и сказал только одно: «следуй за Мною». И Матфей последовал, раз и навсегда, бросив и доходное место, и, может быть, даже весь свой дневной сбор. Предание уточняет, что при этом он вчетверо заплатил всем, кого несправедливо обобрал, как это обещал сделать другой обратившийся мытарь, Закхей. Мы не знаем, была ли действительно такая возможность у Матфея, ведь кто только не проезжал мимо него по дороге! Скорее всего, он примирился с теми, кто жил в самом городе, и с кем у Матфея была связь. Ведь не всегда бывает возможно исправить причиненный ущерб, извиниться за нанесенную обиду – но всегда возможно переменить свою жизнь, что он и сделал. Подробностей этой дальнейшей жизни мы не знаем, но она наверняка была посвящена проповеди Евангелия.

Если говорить и тексте написанного им Евангелия, то Матфей создал его в начале 40 года, пока еще находился в Палестине – по самому тексту видно, что он пишет Евангелие для своих соплеменников – иудеев. Из всех четырех Евангелий Нового Завета текст Матфея был написан раньше всех. Евангелист приводит множество значимых для евреев деталей, особенно акцентируя внимание на пророчествах, которые сбылись во Христе – для иудеев, для тех, кто ожидал Мессию и верил в Писание Ветхого Завета это было важно. Например, большое значение имеет родословие Иисуса, с которого начинается Евангелие – тем самым Матфей с самого начала ставит Благовествование о Христе в контекст Священной истории, чтобы сразу показать иудеям, что Христос – не дух и не ангел, но плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.

В древности существовали свидетельства, что языком этого Евангелия изначально был древнееврейский, но этот текст до нас не дошел. Апостол Матфей хотел сделать текст понятным для всех, поэтому, согласно Преданию, перевел свою рукопись с еврейского на греческий – разговорный язык того времени – и именно этот текст Евангелия мы имеем сегодня.

О дальнейшей жизни апостола Матфея мы также узнаем из Церковного Предания. Сначала он проповедовал в Иерусалиме и его окрестностях – потому что книга Деяний, которая рассказывает о первых миссионерских путешествиях, Матфея не упоминает. Но затем он, видимо, двинулся из Палестины на Восток и побывал в Сирии, Персии и Мидии (нынешний Иран), возможно, и в Индии. Особенно известны рассказы о его проповеди в Эфиопии и далее за ее пределами, среди людоедских племен черной Африки. Эта проповедь сопровождалась многочисленными чудесами и привела к основанию местной церковной общины, возглавлять которую апостол поручил рукоположенному им епископу по имени Платон. И согласно житию, там же, около 60-го года он принял от руки языческого правителя мученическую смерть за Христа.

Вот, что можно кратко сказать об апостоле и Евангелисте Матфее. Его же молитвами Господь да помилует всех нас.

 

https://spasperovo.ru/tag/apostol-matfej/