Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

pokrov bojieie materi 1 20121013 1994566633

«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» 

 14 октября (1 октября по старому стилю) Святая Церковь совершает празднование Покрова Пресвятой Богородицы, воспоминая чудное явление Матери Божией, произошедшеепроизошедшее в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви , где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. 

В воскресный день во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению: «Царю Небесный, приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню». Когда прочие молящиеся находившиеся в храме узнали и совершающемся Чуде, всех объял радостный трепет. В умилении сердца люди стали благодарить Бога и Его Пречистую Матерь. Пока была там Пресвятая Богородица, «видим был и Её покров, по отшествии же Ее, сделался и он невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Это чудесное явление само по себе и радостное, поскольку показывает непрестанное ходатайство Божией Матери за род человеческий пред Богом, и одновременно, весьма поучительное. Для извлечения уроков для благочестивой жизни полезно будет внимательно рассмотреть некоторые детали этого дивного события. Само явление Божией Матери в сопровождении святых угодников Божиих с сонмом Ангелов показывает нам то, что небожители заботятся о своих младших земных братьях. Они принимают деятельное участие в нашей земной жизни, ходатайствуя за нас пред Богом. История человеческого рода разворачивается во времени под их надзором и «водительством». На что же ещё Им употреблять обретенную благодать, могущество и духовную силу, как не на помощь нам земнородным. Ведь даже на земле порой весьма черствые и неотзывчивые люди бывают тронуты беспомощностью и несчастьем других. Сердце их, отогреваясь сочувствием, наполняется состраданием, и в душе, быть может впервые, рождается святое желание помогать и покровительствовать. Это чувство прогоняет эгоизм и холодность обыденной жизни и делает человека причастным к Небу и Вечности. Если это, хотя и редко, но все-таки бывает в Мире, лежащем во зле, то тем паче это должно быть свойственно и Миру Горнему, пребывающему в Любви. И в празднике Покрова Пресвятой Богородицы мы видим, как Сама Владычица Небесная не остается только зрительницей нашей духовной и телесной бедности, но покровительствует нам, простирая над человеческим миром Свой молитвенный покров.

Другая деталь подчеркивает, что явление Покрова совершилось ни где-нибудь, а именно в храме во время Воскресного Богослужения. Действительно, где же ещё пребывать Небесным Силам, как не в том месте, где особенно пребывает их Царь и Господь? Хотя по Своей Божественной природе Бог – Вездесущ, но мы утверждаем, что Дом Божий, которым является храм, - это место Его особенного присутствия. Человек на земле всё подчиняет своей греховной воле. Подстраивая мир под себя, а лучше сказать, по свои страсти, мы разрушаем среду собственного обитания, ломаем природный порядок, в конечном итоге оскверняем мир своем грехом. В духовном смысле можно сказать, что Человек вынужден всему и всем навязывать свою волю. Совсем иначе бывает в Храме Божием. Здесь человек благоговейно отлагает свою волю, предаваясь в Волю Своего Творца. Место, которое человек избирает для молитвы, делается местом, где он сам осуществляет просимое от Бога: «Да будет воля Твоя». И это место мистически становится Домом Божиим - дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21:13) – и здесь «живет» Бог, и здесь наиболее прилично пребывать и Ангелам, и святым божиим человекам, и Самой Приснодеве. Поэтому желающим покровительства Ангельского и молитвенного Покрова Божией Матери не найти лучшего места и способа обрести его, кроме пребывания в храме. Повествование о явлении Богородицы во Влахернском храме удостоверяет нас в том, что наша надежда на помощь Царицы Небесной не напрасна. Святой Андрей с Епифанием лишь однажды увидели то, что сокровенно от наших очей происходит непрестанно. Сокровенно от очей, но не от умов и сердец.

Есть и ещё один вероучительный момент в рассматриваемом ныне событии. Матерь Небесного Царя, Владычицу Небесную увидели Андрей с Епифанием не восседающей на Престоле и ниспосылающей благословения роду человеческому, а стоящей на коленях и молящейся Богу за человеческий род. Молитва, по свидетельству многих святых, есть главнейший критерий духовной жизни. Где нет молитвы – там нет духовной жизни, там духовная смерть. Мы видим, что небожители постоянно пребывают в молитве, это относится и Божией Матери. Почему так? Потому что Один Владыка всяческих, Отец Щедрот, Податель небесных и земных благ, Источник жизни и бессмертия – Бог. Он един – Первопричина бытия, и даже небесное блаженное пребывание подчинено Его воле. Но подает он благо не помимо воли получающего, а сообразуясь с ней. Бог всегда соблюдает свободу воли Своего творения. Он по-настоящему любит каждую личность, невзирая на её качества. Подлинная любовь не мыслима без свободы, без уважения автономии и суверенитета личности. Благоговение и молитва угодны Богу потому, что дают Ему законный повод одарить достойно просящего, а не потому, что Господь, якобы, наслаждается раболепием и пресмыкательством тварей. Потому молитва не есть выражение страха потерять расположение Владыки, а необходимое условие сохранять неразрывную связь с Источником всяческих благ. Это весьма поучительно для нас. Молитва нужна не только на земле, но и на небе её надобность не отменяется. Если мы хотим в будущей вечной жизни пребывать в Царствии Божием и наслаждаться его благами, то должны здесь на земле полюбить молитву и научиться ей.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы испросим у нашей Владычицы молитвенного предстательства и заступничества, духовных и телесных сил для провождения благочестивой и богоугодной жизни, в основании которой пусть будет подлинная любовь к Богу, рождающая в душе горячую молитву.

 

Свящ. Марк Ермолаев

http://www.вознесение.рф/propovedi/propoved-v-prazdnik-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy.html