Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

IMG 20210920 181538

IMG 20210920 181538

Когда-то давно, лет 15 назад, при другом патриархе, при другом митрополите, при другом настоятеле в нашем храме работал один алтарник. Он был с хорошим университетским образованием, семья, дети. Его попросил настоятель поалтарничать, т.к. кто-то из алтарников ушёл.

Через несколько месяцев, уходя на работу по специальности, он сказал мне одну фразу: "Каждый прихожанин-мужчина должен пройти через алтарничество, должен почитать для прихожан, поприбираться в алтаре, взглянуть на службу с другой стороны, когда ты не просто стоишь в храме, а делаешь эту службу".

Этот алтарник до сих пор ходит в наш храм как прихожанин.

А как вообще становятся чтецами, алтарниками? Очень часто настоятель храма приглашает кого-то из добрых прихожан помогать в алтаре. Иногда люди сами приходят и изъявляют свое желание помочь в алтаре, или желание научиться читать-алтарничать, или желание приобрести опыт для поступления в духовное училище.

Все ли алтарники становятся дьяконами или священниками? Далеко не все.

Какое должно быть образование у чтеца, алтарника? Многие думают, что раз человек попал в алтарь и читает, то явно имеет богословское образование, или семинарист... Но очень часто в храме читают простые люди - кто-то повар, кто-то историк, а были и юристы, сварщики, электрики... Богословское образование становится значимым, если человек хочет стать дьяконом или священником.

Как же тогда чтецы разбираются в стопках книг, которые они выносят для чтения из алтаря? Есть много схем и простых пособий по устройству богослужений, в которых расписано что и за чем идет, кто за кем читает, кто за кем поет. При постоянной практике схемы запоминаются, и стопки книг перестают пугать своей неизвестностью.

Что дает алтарничество для человека? Вместо жалоб, что плохо слышно, самому заботиться о слышимости - самому читать для других громко и четко. Вместо жалоб, что душно молиться - самому заботиться о прихожанах, чтобы им легко дышалось и не простыли. Вместо внутреннего дискомфорта, что чтецы запинаются в словах, певцы не вступают вовремя, священники медлят сказать возглас - понять всю многообразность и величие богослужебного устава, и смириться и ощутить внутренний покой,  понимая, что эти "люди на передовой" - чтецы, дьяконы, певцы, священники - вовлечены не просто в однообразные службы, а каждый день у них устав другой, и служба отличается...

Конечно, многие алтарники приходят читать и не обладают ярким громким голосом, кто-то стесняется читать, кто-то боится читать, кто-то никого не стесняется и ничего не боится, но не может запомнить что за чем читать. Разные люди приходят алтарничать, и постепенное чтение и вовлечение в богослужение позволяет избавиться от многих трудностей чтения и приобрести уверенность в себе.

Для чего я это написал? Разными судьбами Господь приводит людей в храм, разными судьбами Господь приводит людей в алтарь. А может Бог ждет, что вы сами сделаете первые шаги - предложите свою помощь настоятелю.