Преподаватель. Ребята, давайте с вами вспомним, кто вместе с праведным Ноев был спасен на ковчеге?
Дети. Животные! Люди! Родственники!
Преподаватель. Все верно. А как эти люди назывались по-другому?
Дети. Ближними. Семьей.
Преподаватель. А кто еще заботится о семье, кроме мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.?
Дети. Государство!
Преподаватель. И это верно, но это все земная забота. А вот кто заботится о небесных, духовных нуждах каждой семьи, плывущей на церковном корабле? Сам Господь, через Своих ангелов-хранителей. Что вы видите за окном?
Дети. Деревья, небо, солнце, людей, дома и т.д.
Преподаватель. Все, что вы видите на земле и на небе - сотворил Господь. Но перед этим Он сотворил помощников, друзей для нас - ангелов Божиих. Их очень много. Ангелов больше, чем деревьев в лесу, больше чем, давайте придумаем вместе.
Дети. Звезд на небе. Травинок в поле. Капелек в море. Слов в книжках. Машин в городе и т.д.
Преподаватель. А зачем так много Господь сотворил Ангелов? Он, что Сам не мог со всем справиться? Он же Бог, а Бог все может сделать один. Ему никакая помощь не нужна. Зачем же тогда?
Дети. Он ними разговаривает. Они ему нужны, чтобы с людьми общаться легче было. Ангелы не Богу помогают, а нам. Они для людей пример и т.д.
Преподаватель. Все, что вы сказали это разумно. Господь поставил ангелов заботиться о мире ради человеков. Ангелы есть разные. Их девять чинов или девять ступеней. Есть высшие ангелы, есть поменьше. Но меньше не значит, что они меньше любит Бога и все время проводит на земле в заботах о людях. Все ангелы поют хвалебную песнь у Престола Божья. Все они в разной степени общаются с Богом и, как красиво говорится в одной церковной книге, «лицезреют лица Божьего красоту и доброту неизреченную». У нашей «старушки» Земли тоже есть свой ангел-хранитель. Ноев ковчег, пока вокруг бушевали волны великого потопа, ангел-хранитель осенял своим защитным крылом. У нашего города Вятки тоже есть свой, особенный ангел-хранитель.
К каждому церкви-кораблю Господь приставил ангела-хранителя. Он всегда находится в храме, службу несет в любое время дня и ночи. У него есть даже меч, чтобы защищать нас от зла. А в правой руке, посмотрите внимательно на икону «Ангела-хранителя», у него крест. Тяжело подчас бываем ему хранить нас от зла нас же самих. Пожалуй, это самое тяжелое для него, видеть, как мы сами себя мучаем своими же подлыми делами, злобой, завистью, нетерпением, грубостью, хвастовством. Но, зато -как умеют ангелы бесподобно радоваться! В этом они просто несравненны. Ведь у них совершенно нет грехов. Души у них чистые и свежие, как роса! Ничто не омрачает их радости, если они радуются! Вот вы, ребята, входите в храм, а ангел-хранитель храма тотчас радуется, ликует. Ага, говорит, опять Сережа (преподаватель перечисляет имена всех присутствующих детей без исключения) Богу помолиться пришел. А когда мы стоим в храме, бегаем, зеваем, мечтает телевизор посмотреть, мешаем своими разговорами другим прихожанам молиться, то ангел видит это и головой качает, огорчается. Святые видели ангелов, плачущих о наших грехах, множество раз. Тысячи и тысячи раз! И такая милость Божия к нам, что у каждого из нас есть свой ангел-хранитель! Вот вы еще в начальную школу ходите, совсем пока небольшие люди на земле, а у каждого из вас за плечами стоит могучий ангел с огромными крыльями! Он защитит нас от всего плохого, от опасности любой, если мы будем его любить и не огорчать плохими поступками. Какие наши дела могут огорчить ангела Божия?
Дети со знанием дела перечисляют, что они могут сделать огорчительного.
Преподаватель. Но мы ведь не будем его огорчать? Будет стараться? Станем дружить с ангелом-хранителем? Что нужно делать, чтобы дружить с Ангелом Божиим?
Дети дружно обещают вести себя хорошо.
Преподаватель. Ребята, давайте еще раз вернемся к рассказу о великом потопе и праведном Ное? Припомните сколько лет Ной жил на земле?
Дети. Шестьсот! Тыщу!
Преподаватель. Да почти тысячу лет! Долго, правда? А почему он жил так много лет? Господь за праведность умножил Ною годы его жизни. Он святой и сейчас в Церкви ему можно молиться как праведному человеку. А если Ною молятся, значит, он до сих пор живой, значит, он слышит наши молитвы? Иначе, зачем ему молиться? Верно?
Дети соглашаются.
Преподаватель. А он один на небе живет? Одному-то, даже на небе будет скучно, правда?
Дети. Очень скучно! Одному все скучно!
Преподаватель. Я полностью согласен с вами. Вот, один кусок торта одному съесть еще ничего, но целый праздничный тор - и одному, чтобы слопать – это жуткая скукотища! Действительно, Ной живет на небе не один, а с Господом живет, с Матерью Божией, с сыновьями своими, со всеми святыми. Они дружно живут? Не ссорятся там в раю друг с другом, не жалуются?
Дети улыбаются.
Преподаватель. Да, в раю все любят друг друга, ничего не жалеют для другого и Господь дает им такую радость, что здесь на земле даже представить нельзя! Вот вообразите картину. Кто «картиной» будет? Нет, все сразу не могут. Давайте, пусть это будет самый младший из нас – Ванечка. А мы большие люди - представлять будем! Вот, Ваня, слушай, например, у тебя есть все, что душа пожелает. Что душа твоя желает?
Ваня. Я хочу велосипед со скоростями.
Преподаватель. Хлоп! Есть у тебя велосипед! Что еще ты желаешь?
Ваня задумался.
Преподаватель. А Вы ребята в свою очередь тоже пожелайте для себя все, что захотите. Вообразите это, подумайте! Представили? Вот! А теперь, давайте все, что мы вообразили, подарим Ване просто так! Много получилось? А теперь ты Ваня, каждому подари все, что сам вообразил и все, что тебе подарили другие! Каждому подари! Все представили? У каждого есть все! Вот какое утешение от подарков, ну пусть и воображаемых, мы же их все рано, пусть и понарошку, но искренне ведь дарили! Так вот в Царстве Божием эта радость будет самой маленькой из всех радостей, даже через увеличительное стекло ее не увидишь! Как песчинка на берегу моря! Вот в какой радости живут святые на небе! А как вы думаете, святые знают, что происходит на земле? Молятся они за нас все вместе?
Дети. Молятся.
Преподаватель. Да, только молитвами святых мы и живем до сих пор! Милует нас Господь за прошения о мире наших святых! А как вы думаете, если бы в нашей группе был мальчик по имени Ной, тот праведный Ной, который построил ковчег и живет сейчас на небе, стал бы он молиться за этого мальчика с таким же именем как у него?
Дети. Наверное, стал бы.
Преподаватель. Конечно, стал бы молиться! Он наверное бы сказал, я буду молиться и беречь этого мальчика, потому что он носит мое имя! А вдруг он станет обманщиком, вырастет злым? Что тогда скажут? Скажут, вот имеет имя Ноя, а такой никудышный человечек получился! Грустно будет святому? Святые тоже, как ангелы-хранители заботятся о нас. Их любит Господь, даем святым свою благодать и силу, а они любят Господа, любят нас, людей, живущих на земле. Еще раз вспомним: кого Ной взял с собой в ковчег?
Дети. Свою семью. Зверушек и птичек.
Преподаватель. Верно, добрых птиц и зверушек. А Господь вместе с Ноем, вместе со всеми святыми разве не хочет нас взять к себе на Небесный Ковчег? Очень, очень хочет! Ради этого он и на землю пришел и построил Небесный Ковчег. Он называется - Церковь. Только на этом Ковчеге будем жить мы, а не зверушки. И как Ной заботился обо всех живших с ним в том, древнем ковчеге, так Господь заботится о нас, пришедших в Его Божий Ковчег! Все ангелы-хранители и святые помогают ему в этом большом деле, хранят нас своими молитвами. Но святые не Господь Бог. Они не могут, как Он за всем сразу уследить. Поэтому святые люди не могут заботиться обо всех в один момент. Господь им дает послушание заботиться только о тех мальчиках и девочках, которые носят их имена. Вот, например, если бы в нашей группе был мальчик по имени Ной, то кто бы молился о нем и хранил его больше всех других святых?
Дети. Это праведный Ной!
Преподаватель. Точно! А вот ты, Сережа, имя какого святого носишь?
Сережа. Преподобного Сергия.
Преподаватель. Верно. Да, это преподобный Сергий Радонежский. Вот какой у тебя высокий небесный покровитель. А вы ребята, все знаете кто у вас небесный покровитель?
Дети знают не все, а кто знает – хочет узнать совершенно точно! Преподаватель по месяцеслову определяет вместе с детьми имена их небесных покровителей.
Преподаватель. Вот как Господь заботится о нас, и небесного покровителя нам определяет и Ангела-хранителя дарует! Любит нас Бог больше всего на свете, больше всего мира! Будем его слушаться? Станем любить Его и наших небесных заступников перед Ним?
Выслушать ответы детей. По окончании беседы спеть тропарь всем святым.