Над миром царствует ночь. Только одинокая звезда и молодой месяц освящают улицы и переулки старого провинциального городка. У ворот захудалой бедной гостиницы сидит шутеец Азалия и беседует с петухом. Он, как и десятки людей вернулся в этот городок, на место своего рождения по повелению Кесаря Августа.
- Ох, уж эти причуды царей! Им то что, а мне пришлось тащиться за тысячу верст из славной Антиохии, оставив свои забавы и веселые труды, ради хлеба насущного. Ни кола, ни двора, ни жены, а все друзья и товарищи, как и я, разбрелись по лицу вселенной в поисках счастья земного. Нашли ли? Бог весть! Вот теперь нужно мне устроиться на ночь в гостиницу, а денег нет. Кому нужны в этой глухомани, в этой деревенской дыре, наши с тобой шутейки и славный героический поединок с белый петухом?
Вдруг Азалия услышал, как по булыжникам стучит копытами ослик, а рядом с ним кто-то идет и тихо шепчет молитву. Вскоре он, действительно увидел, как из темноты появился ослик, везущий девушку. Рядом устало шагал старец. Он смотрел на Азалию внимательно и приветливо. Приблизившись к воротам гостиницы, старец сказал:
- Здравствуй, добрый человек! Уже ночь, а ты до сих пор не устроился на ночлег. Неужели и эта гостиница переполнена? Мы обошли уже с десяток.
- Да, постояльцев в ней словно ангелов на небесах, но Вы, попытайтесь, может быть, у хозяина для девушки найдется запасная комната, или хотя бы место на крыше.
- Хорошо бы, мы проделали неблизкий путь из Назарета.
- Я постучу, не утруждай себя.
Азалия встал и начал колотить в дверь. Вскоре из-за дверей послышался рассерженный голос хозяина.
- Кто там? Сказано - все занято.
- Но нет ли у вас комнатки, моя жена в затруднительном положении, - с поспешностью заговорил старец, - Она на последнем месяце. Я боюсь, как бы не случилось чего худого.
Лязгнул засов и на пороге появился гостинник.
- Ах, ты непутевый. Беременную жену потащил за собой. Уходите. В моей гостинице все занято. Я со всеми домашними сплю во дворе, под навесом. Простите меня, я устал за сегодняшний день. До свиданья.
- МЕСТО-ТО ИЗВЕСТНО. ТОЛЬКО ОНО НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. ЭТО ПЕЩЕРА НА КРАЮ ГОРОДА. ОНА СЛУЖИТ ДЛЯ ЗАГОНА СКОТА В НЕПОГОДУ.
- Что же делать нечего, Если возможно, проведите нас и я Вам дам немного пшеничных лепешек.
- ХОРОШО. ВСЕ РАВНО НОЧЕВАТЬ СЕГОДНЯ ГДЕ-ТО НУЖНО. ПОЙДЕМТЕ.
И они пошли в пещеру на край города. Вскоре показалась пещера. Она была большая и чистая.
- ВОТ И ПРИШЛИ.
- Да, место не самое лучшее на земле. Но от дождя и ветра укроет надежно. Спаси Вас Господи, добрый человек. Будем устраиваться на ночлег.
Вдруг старца позвала его молодая жена и что-то радостно, но с тревогой сказала.
Старец быстро вернулся и сказал Азалии.
- У моей жены начались роды. Нужна теплая вода и чистое полотенце. Что мне делать? Где все это взять ночью в этом недружелюбном городе?
- Я ЗНАЮ! Я ПОМОГУ! ПРИНЕСУ! МИГОМ, МИГОВ ВЕРНУСЬ!
Шутеец убежал в город. « Что делать, что делать? Как помочь этим бедным людям?» Незаметно он приблизился к городским воротам и неожиданно столкнулся с торговым караваном. Особенно его поразили трое людей. Они были одеты в дорогую восточную парчу. Лица их были мудры и печальны, как этот мир. Один из них спросил Азалию.
- Кто ты и откуда? Почему твое лицо такое встревоженное?
- Я ХОЧУ ПОМОЧЬ ОДНОЙ БЕДНОЙ СЕМЬЕ. МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ ОСТАНОВИЛИСЬ В ПЕЩЕРЕ НА КРАЮ ГОРОДА. МОЛОДАЯ ГОСПОЖА РОЖАЕТ. ЕЙ НЕОБХОДИМА ТЕПЛАЯ ВОДА И ПОЛОТЕНЦЕ ЧИСТОЕ, А СЕЙЧАС НОЧЬ И У МЕНЯ, У МЕНЯ НЕТ ДЕНЕГ, ЧТОБЫ КУПИТЬ ВСЕ ЭТО. НЕТ ЛИ У ВАС?
- Нет. У нас есть золото, ладан и смирна! А воды теплой нет. Скажи, почему они в пещере и далеко ли она?
- ВОН ВИДИТЕ ЗВЕЗДА ТОЧНО СТОИТ НАД НЕЙ.
- Как ты сказал? Звезда стоит над ней! Мы шли из далекой страны, чтобы поклонится сегодня рождающемуся младенцу от этой молодой госпожи. Проведи нас к ним.
- ХОРОШО, ХОРОШО, НО СНАЧАЛА ОДОЛЖИТЕ МНЕ НЕМНОГО МОНЕТ, ЧТОБЫ Я КУПИЛ ВОДЫ И ПОЛОТЕНЦЕ!
Богатые странники, послали вместе с Азалией несколько своих слуг, они быстро раздобыли все необходимое, вернулись к путешественникам и все вместе двинулись к пещере. Когда они подошли к ней, то один из них воскликнул:
- О, какое божественное смирение! Царь царей рождается в этой темной пещере! Он так велик, что среди людей не поместился!
Все спешились с коней и последовали в пещеру. Впереди шли трое богатых мудрецов. За ними слуги несли сундуки с золотом, ладаном и смирной. Из глубины пещеры слышались младенческие радостные возглашения. Навстречу им вышел старец.
- О, славный муж, -рекли они вместе- мы пришли поклониться младенцу из далекой страны! Вот наши дары золото, ладан и смирна!
- Благодарю вас, - ответил старец – а нет ли у вас теплой воды и чистого полотенца!
- ЕСТЬ! ЕСТЬ! – закричал, стоявший поодаль Азалия - ПРИНЕСТИ?
Восточные мудрецы расступились и Азалия передал старцу благопотребное. Старец взошел в пещерную темноту. Мудрецы и Азалия остались одни. Приближался рассвет. В эту ночь никто среди них так не уснул. Начинался первый день нового мира.
- Как тебя зовут? – спросили мудрецы шутейца, – и кто ты, добрый человек?
- Я АЗАЛИЯ! НА ХЛЕБ Я ЗАРАБАТЫВАЮ ТЕМ, ЧТО РАЗГОНЯЮ ТУЧИ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЛИЦЕ И УМЯГЧАЮ СЕРДЦА ВЕСЕЛЫМИ ЗАБАВАМИ. Я БЕДЕН И ОДИНОК, И ПОТОМУ ЖИВУ, ГДЕ ЖИВЕТСЯ И РАДУЮСЬ, ГДЕ ПЕЧАЛЮТСЯ.
- О ты настоящий мудрец, - сказал самый старый, в золотую парчу облаченный восточный владыка, - ты как один из нас и достоит лучшей доли! Слуги принесите сюда воздаяние!
Дары волхвов, хранящиеся в монастыре св. Павла
Перед Азалий поставили сундук с золотыми и серебряными монетами.
- Ты достоин этой награды! Вернись туда, где чаще всего радовалось твое сердце, построй дом, войди в него с молодой женой, возвысь свой род множеством чад. Пусть дети твои рождаются не в этой темной пещере, как у Царя Царей, а в светлом доме на горе, под шум ливанских кедров. Но не забывай свою бедное детство и милосердные дни своей юности!