Красота мира обнищала перед новыми свежими росписями зимы. Отдохни человек от всего внешнего, призывает в это время природа, побудь наедине с самим собой, помолись в тишине, поразмысли о своей жизни, почувствуй радость «внутренней пустыни». Самое время сообща отправиться на край света, в паломничество и чтобы подальше, чтобы вовсе сменить душевную пластинку.
Вход во "внутреннюю пустыню"
Так мы и поступили и покатили вновь по не быстрым русским дорогам сумрачным осенним утром в древнее село Юрьево. Дети затеяли было в автобусе игру, радостный дорожный переполох, но быстро угомонились, и склонив головы друг к дружке, продремали почти весь двухчасовой путь. Но родители бдели и молчали. Разговоров было мало. Каждый ехал, думал о чем-то своем, смотрел в окно на неяркие виды родной земли, и словно обогревал свое сердце предстоящей встречей с Юрьевской святыней, привезенной с горы афонской, иконой Божьей Матери «Достойно есть».
Село Юрьево расположено в 20 км от города Котельнича Кировской области на правом берегу чистой и глубокой реки Моломы. Рыбаки меня поймут и важно покивают головами. Рыба здесь водится серьезная! Дата основания села - 1598 год. Но эта дата официальная. Поселение Вятских людей на берегу Моломы пускало в небо сладко-белесые дымы из печеных труб до этой даты уже не одно десятилетие. Дата основания согласно грамоте Московского патриарха Иова и сборнику храмоздательных грамот Вятской епархии была приурочена к году закладки деревянной церкви во имя Ильи Пророка. Название же самого села связано с именем влиятельного князя Юрия Галицкого. История обретения имени селом весьма познавательна и не лишена высокого смысла.
Селение Юрьево, хоть и расположилось на высоком берегу реки, по отношению к межрегиональной трассе находится в низине. Даже куполов храма с дороги почти не видно. Свернув налево к Юрьеву, водитель автобуса занервничал, спуск к храму по обледенелой проселочной дороге был крутой и узкий, с другой машиной не разъехаться. «Без бульдозера обратно не вылезем!» - обреченно завздыхал шофер Валера. Но мы, паломники, почему-то совершенно не сомневались в обратном исходе дела. Вылетим в горку как на крыльях! Так и случилось. «Во поперло!- изумлялся водитель, - Во поперло!» Да, не «поперло», а вознесло! Радость-то она всегда возносит! Автобус остановился у храма, дети гурьбой выкатились на вольный воздух и сразу стали играть в снежки. Благо сырого и нехолодного снега было предостаточно. Немного размявшись, приведя себя в порядок, мы вошли под своды старинного каменного храма.
Родился 26 ноября 1374 года в Переяславле-Залесском и был окрещён Сергием Радонежским. В 1389 году по духовному завещанию своего отца Дмитрия Донского получил в удел Звенигород, Галич, Рузу и Вятку. Столицей своей избрал Звенигород.Построил три каменных собора Успенский собор в Звенигородском городке, Рождественский собор в основанном близким к нему Саввой СторожевскимСаввино-Сторожевском монастыре и Троицкий собор в Троицком монастыре Сегодня это Троице-Сергиева лавра. Два первых собора были освящены личным духовником князя — Саввой Сторожевским, все три расписаны при участии приглашённых князем великих русских иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Юрий был очень популярен как удачливый полководец и опытный дипломат, а также покровитель искусств и литературы.
Настенная роспись преп. Андрея Рублева
В 1399 году князь Юрий совершил успешный поход на Среднее Поволжье - первый поход, в котором русские разорили достаточно обширные татарские земли, разгромив 14 городов, включая Булгар, Жукотин и Казань, вернув на часть награбленного русского достояния. После смерти 27 февраля 1425 года Василия I Юрий стал одним из претендентов на великокняжеский престол. Юрий, отправившийся было в Москву по приглашению митрополита Фотия для присяги новому князю Василию II, переменил своё решение, повернув обратно около Галича. Показав тем самым непослушание московским властям, Юрий вступил в борьбу за московский престол, предъявив свои права на великое княжение в соответствии с завещанием Дмитрия Донского.
Великий князь Василий II
Юрий Дмитриевич обладал большим авторитетом в землях Северо-Восточной Руси, а его личные владения (Звенигород, Вятка, Галич, Руза) находились в стадии экономического подъёма. Всё это объективно способствовало дальнейшим успехам князя в борьбе за великое княжение. Стратегическим центром, в котором были сосредоточены его силы, князь избрал отдалённый Галич. Для подготовки к предстоящей борьбе князь заключил перемирие с Василием II до Петрова дня. За время перемирия Юрий, как и его соперник, усиленно готовился к будущей войне. Дальше до 1433 военная фортуна, то поворачивалась к Юрию спиной, то благословляла его на победу. В это же время митрополит Фотий безуспешно пытался примирить Юрия с великим князем. В решающем сражении на реке Клязьме 25 апреля 1433 года Юрий Дмитриевич разгромил Василия и занял Москву.
Однако, великокняжить не получилось. Внутренние семейные неурядицы и крупные ссоры с сыновьями вынудили князя Юрия примириться с племянником, вернув ему Московский престол. Вслед за этим Василий Васильевич и Юрий заключили новый договор, согласно которому Юрий признавал старейшинство Василия II и отказывался помогать своим старшим сыновьям. Но мирная жизнь не получилась, нестроения, смуты, локальные битвы, «зело» досаждали князю Юрию. В 1434 году он, помирившись с сыновьями, крупными военными силами, к которым присоединились вятчане, выступил в поход против Василия II.
За всеми этими поражениями и войнами с родственниками о вятских людях московские правители ненадолго запамятовали. Живите, как вздумается люди русские на земле широкой и вольной! Но не забыли о своем участии в большой политике страны вятичи, сохранили память о соратничестве своем Великому князю Юрию в битве на реке Мозге. Вернувшись из Московских пределах в родные пределы, они основали поселение и назвали его в честь Юрия Дмитриевича – Юрьево. Таким образом, вятские люди помогали собирать землю русскую под начало единой царской власти. Можно долго спорить, хороша или нехороша царская власть сегодня. Однозначно, для того времени самодержавие было единственным выходом из тупика междоусобиц и самолюбивых феодальных замашек удельных русских князей.
Широко распространено мнение о выходцах из Великого Новгорода, как о разбойниках-грабителях, как о «хлынах, перекати поле». Дескать, горожане-ушкуйники 13-14 века были более привычны к мечу и топору, чем к сохе или какому-то ремеслу. Может быть это и верно, но на примере села Юрьева мы видим, новопоселенцев окрылял не только дух Новгородской вольницы, но и мысли о великом едином русском государстве от края земли и до края. Не забыто послание вятчанам митрополита Ионы, в котором он укорял их в жестокости: «Не вемы убо, како вас нарещи: зоветесь именем христиане, а живете делающе злая, горше нечестивых, ни по христьянству, ни по крестному целованью, ни по божественному писанию православныя истинныя христианскыя веры; християньство губите убийством и полоном и граблением, и церкви Божьей разоряете и грабите вся церковная священная приходия, кузьнь и книги и колоколы, и вся творите злая и богомерьзкая дела, якоже погании» Полемические преувеличения московского святителя понятны, но дело не в исторической правде. Скажут, выдумали юрьевцев, предуведавших правду самодержавной власти. Ох, горе, роду человеческому от культурно-исторической наивности! Таковым ответим: ни одному народу на земле от проблесков собственного величия в земной истории еще не было досадно!
В храме просторном и высоком было на удивлении тепло. Вкусно пахло дымком дровяным и ладаном. Топили печки. Настоятель храма, иерей Михаил отверзал царские двери. Вскоре он вышел причащать народ Тайнами Христовыми. Опоздали! Думали, что прибудем, хотя бы к чтению Евангелия, не случилось. Причастников из близлежащих сел и, видимо, городка Орлова было человек 15.
Мы успели немного оглядеться, подать записочки в церковную лавку о здравии, приобрести свечи, приготовиться к молебну перед чудотворной иконой Божией Матери. Дети заметили в углу картонный макет Ильинского храма. Выполненный со тщанием, с искусной детализацией он произвел на многих паломников большое впечатление. Рассматривая его, мы чувствовали себя странно, словно мы были великанами, смотревшими на храм сверху, мы словно парили над его куполами и колокольней. Может быть, это так душа воспаряет?
Отец Михаил совершил отпуст с крестом и во время целования произнес краткую доходчивую проповедь о греховных привычках. «Добрые привычки или навык, - сказал в проповеди отец Михаил, - помогают христианину жить на этом свете, любить, миловать, они дают силы для совершения духовных подвигов. Злые, греховные привычки, становятся нашими страстями. Они губят нас, отнимают сердечные силы, лишают покоя и радости о Господе. Отказаться от страстей трудно. Необходим глубокий опыт молитвы и посильное участие в таинствах Церкви».
Отец Михаил с опрятной окладистой бородой в огромных почти мотоциклетных очках вел молебен тихо, сердечно и благоговейно. Слова акафиста, по слову Евангелия «входили в сердце и выходили» и молящиеся «обретали пажить», то есть сердечная земля становилась готовой для принятия Божьей благодати. Мерять благодать последнее дело. Мы не меряем, свидетельствуем о благодатных токах чудотворной иконы.
Об иконе Божьей Матери «Достойно есть»
Случаи чудесных исцелений от Афонской иконы Богородицы записывались местными священниками и по распоряжению Епархиального начальства проверялись следственной комиссией. Сегодня в храме села Юрьева можно приобрести книжечку с описание чудес. Образ Матери Божией на иконе «Достойно есть» часто называют афонской Игуменьей. Вообще, это один из излюбленных образов афонских иконописцев.
Но матушки юрьевские, с пельменями гурьевскими не дремали, зазывали, как могли и умели, по благословению настоятеля. Трапезная располагается недалеко от храма на первом этаже двухэтажного деревянного дома. Столы, поставленные буквой «П», буквально через пять минут, как по волшебству, наполнились заготовленными паломническими припасами. Было пусто – стало цветно и густо! А когда на столы поставили огромные тарелки с дымящимися пельменями, даже у вилок и ложек слюнки потекли.
Прижизненный портрет преп. Андрея Рублева
Водителя, кстати, мы не забыли и накормили его не по-детски. Автобус на прощание икнул и мяукнул! Что такое? Автобус замяукал!
Оказалось, одному из паломников на дорожку преподнесли подарок – пушистого котенка в картонной коробке, настоящего юрьевича. «Я без кота жить не могу! – показывая детям живой подарок, повторял и повторял осчастливленный паломник. Малая животинка, а кому-то жить помогает, дает силы не иззябнуть темными ноябрьскими вечерами. Возвращение было стремительным и легким. Клевали носом уже все: и дети и взрослые. Сон не только «дневных трудов награда», но и духовных тоже. Город нас встретил равнодушно, как и полагается большому городу. У храма было тихо. Каждый, сохраняя светлую радость, отправился домой приумножить ее, разделив благодатные юрьевские впечатления со своими ближними и домашними. А в храме Ильинском подошли к преподавателю Воскресной школы две бабушки с наказом: «Смотри, напиши все как есть. Ничего не затворь. Все, что ты пишешь, мы все читам!»
Вид с берега реки Моломы