Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

птичка

Волшебники, самые настоящие волшебники, действительно в мире существуют. И есть волшебные предметы: и шапка – невидимка, и сапоги – скороходы, и ковёр – самолёт,   и волшебная палочка и скатерть самобранка и многое-многое другое, только все эти чудесные вещи не лежат на полках и не пылятся в кованых сундуках, подальше от любопытного людского глаза. И у волшебников нет колпаков остроконечных, звёздных плащей, красных сапог с алмазными  шпорами, волшебных посохов с золотыми набалдашниками –  ничего из привычного спецнабора волшебных вещей  у настоящих волшебников нет. Почему? Они им попросту не нужны. Возможно, вам будет печально услышать, но волшебные предметы существуют только в сказках. Они на символичном сказочном языке овеществленно показывают возможности человеческого духа,  живущего благодатью Божьей.
 
Откроем словесный тактический секрет.  Настоящие волшебники – это святые подвижники, преподобные монахи много лет, а порой и десятилетия, прожившие уединенно в глухих дальних пустынях, горах или лесах.  Всё, о чем мы читали в сказках, действительно возможно, но только не силою чародейных словесных формул и волшебных артефактов, а когда человек любит Бога и Господь даёт ему силу и власть совершать великие чудеса. В подтверждении послушайте несколько чудесных историй из житий православных святых.
 
«Волшебник» Иоанникий Олимпийский
 
Преподобный Иоанникий Великий, Олимпийский жил долго. Родился он в середине восьмого века, а отошел к Богу в середине девятого столетия. Пришло время, мальчик Иоанникий вырос и стал самостоятельным юношей. За высокий рост и телесную крепость его зачислили в  войско императора Льва. В течение шести лет, будущий великий старец, храбро сражался в императорской армии с врагами Византии, ежедневно ради своих воинских товарищей, бесстрашно рискуя своей жизнью. Множество опасностей претерпел Иоанникий в период своего духовного становления, но всем войнам, рано или поздно,  приходит конец. Определением  императора  за свои многочисленные подвиги в битвах и полученные раны Иоанникий был освобожден от воинской службы и был волен выбрать любое земное служение.
 

Иоаникий

 
Размышляя о своем дальнейшем жизненном пути, он решил испытать себя в монашеском деле и затворился   в Авгарском монастыре. Монастырские монахи научили его святом наукам: молитве, посту и Слову Божьему. Глубоко освоив эти духовные художества, Иоанникий удалился в дикую непроходную пустыню, где обитали огромные львы-людоеды и грелись на солнце  змеи размером в толщину человеческой ноги.  На горе под названием Олимп он нашел малую пещерку и поселился в ней. Живя одиноко и свободно, преподобный усердно, с радостью молился Богу, боролся с гордыней, с жадностью, с ленью, с желанием покушать чего-нибудь вкусненького. Долгими вечерами он  читал Евангелие. Подвиги его дали духовные плоды. Господь просветил его Своим светом и сказал в глубине сердца: «Иоанникий, проси у Меня чего хочешь, и то Я тебе дам». Но блаженный Иоаникий ответил: «Господи, мне ничего не нужно, мне нужна только Твоя любовь. Милости Твоей хочу, а другого мне ничего не надо». И тогда Господь повторил Свое обетование: «Раз ты ничего не просишь, то Я тебе говорю: ты получишь всё от Меня, что ни пожелаешь». Иоанникий прожил почти сто лет, он много странствовал по Византийской империи, скрываясь от земной славы, совершая на каждом новом месте жительства изрядно число чудес. О некоторых из них, подходящие к нашей «волшебной теме»  расскажем обстоятельно.
 
 
Крокодилья лодка
 
Однажды преподобный Иоанникий отправился из своей далекой пустыни в г. Эфес помолиться в храме  апостола Иоанна Богослова. Путь к городу преграждала широкая река. Нечего было думать, чтобы ее переплыть. Вдоль берега кишмя кишели  страшные крокодилы баснословных размеров. Лодки на берегу не было. Но и лодка порой не спасала. Крокодилы нападали на утлое суденышко и переворачивали его, чувствуя запах живых людей.  Они  наводили на окрестных жителей  страх и ужас. Иоанникий приблизившись к воде, стоял у самого берега. Мимо шли крестьяне, увидели его и  закричали: «Добрый человек, не стой у воды, а то сейчас крокодил выскочит, схватит тебя за ногу, утащит и съест!» Преподобный Иоанникий поклонился им и  ответил: «Не беспокойтесь, крокодил меня не утащит, я сейчас его позову и он меня перевезет на другой берег». Люди подумали, что он немножечко не в себе, и надо ему помочь. Вдруг на самом деле  крокодил его проглотит! Они подошли к нему, взяли за руки и сказали: «Пойдём, мы любим тебя и не желаем тебе принести вреда». Но внезапно  из бездны водной появилась кровожадная крокодилья морда и устремилась к берегу. Люди испугались, в ужасе разбежались, только Иоанникий остался на месте. Крокодил уткнулся длинной мордой в берег и замер. Преподобный безбоязненно взошёл на него, уселся  на крокодилью спину, и приказал: «Ну, давай, зелёный, поехали». Крокодил развернулся, и медленно-медленно гребя лапами, чтобы не дай Бог опрокинуть в воду драгоценную ношу - Божьего человека – поплыл на противоположенную сторону реки. Достигнув другого берега страшное речное чудище, кротко опустило морду на речной песок. Иоанникий встал и пошёл своей дорогой дальше. Усердно помолившись в храме Иоанна Богослова, он вернулся в свою пустыню  таким же образом: преодолел реку, сидя на спине крокодиле.
 
 

крокодилы 2.jpeg

 
Жадная ноша
 
Странствуя по родной византийской земле, преподобный Иоанникий проходил мимо одного древнего монастыря и вдруг ясно и четко, словно в кино,  увидел в  уме девушку- монахиню.  Она сидела в своей келье, в небольшом домике и горько-горько плакала. Она плакала от жадности. Девушка только что сходила в монастырскую трапезную на обед, съела котлету, но ей хотелось ещё одну, а лучше целую сковородку толстых котлет, жареных на сливочном масле в пшеничных сухарях. А никто не дал, и даже не предложил хотя бы кусочек. Она проливала соленые слезы и причитала: «Я никого не буду любить, мне не дали жареную котлету!»  Иоанникий пожалел юную монахиню  и свернул  к монастырским воротам. Найдя в монастыре плачущую девушку, он обратился к ней со словами: « Не нужно смущаться,  я знаю, тебя мучает жадность, и жадность эта мучила и твоего отца и твою мать, и твоего дедушку и твою бабушку – всех твоих родных жестоко мучила жадность. Милостью Божьей я решил тебе помочь. Тебе одной с жадностью не никогда справиться. Положи свою руку мне на шею». Девушка положила свою ладонь на шею преподобному, и тогда Иоанникий просто сказал: «Твоя жадность, да ляжет на меня!» В тот же миг страсть жадности оставила девушку, ей больше не захотелось никакой котлеты. Наоборот, ей захотелось поделиться всем, что она держала в келье, даже  маленькой баночкой своего любимого персикового варенья! Совершилось странное чудо. Одна душа благодатью Божией взяла на себя  от другой души большой мучительный грех. Человеческим силам такая рокировка греха неподвластна!  В «Волшебных сказках народов мира» подобного чуда не отыскать, ибо кому придет в голову брать на себя чужие мучительные чувства? Совершив доброе дело, святой Иоанникий  продолжил свой путь. Шел, он шел, солнцу радовался, пение птиц слушал, как вдруг скрутила душу его невообразимая жадность!  Ему захотелось съесть все котлеты, которые есть на земле! Вся земля померещилась ему одной огромной жирной котлетой! Иоанникию стало страшно жалко для других людей самого воздуха, которым он дышал. Преподобный всем сердцем почувствовал, как тяжело было жить монастырской девушке. Но душа у него была чистая и светлая, как летнее облако,  он стал молиться Богу, чтобы преодолеть в себе это  злое прожорливое чувство. Он горько заплакал, но страсть жадности ни на мгновение его не оставляла. И тогда Иоанникий побежал в пещеру, где по рассказам странников жила страшная змея. Она была  огромная, длинная, толщиной с фонарный столб. Глаза у ней горели огнем, как красные раскаленные угли. Многих людей и животных она задушила своим могучим телом, обвивая жертву тугими горячими кольцами с ног до головы. Найдя  змеиную пещеру, преподобный не раздумывая, бросился в ее каменную пасть. Увидев Иоанникия, гнездившаяся в пещере змея поднялась на хвосте, и злобно зашипела, а он, нисколько не испугавшись, взмолился всем сердцем: «Господи, я не хочу жить с такой жадностью. Пусть лучше меня съест эта змея!» и сильно ткнул в нее  своим дорожным посохом.  Не успели его слова затихнуть, как страшная змея содрогнулась всем толстым телом, рухнула на землю и в корчах издохла. С этого дня  преподобный приобрёл от Бога  великую власть над всеми змеями. Они все уползали в норы и трещины земные при одном его приближении и больше никогда в той местности не вредили людям.
 
Змеиный остров
 
 Преподобный любил странствовать по святым местам. Однажды в зимнее время он отправился на поклонение к святому Иакову, и вдруг грянул мороз и началась снежная буря. Человеческого жилья поблизости не оказалось и преподобному пришлось укрыться от непогоды в  одной ближайшей пещеры. Расположившись в глубине пещеры, он неожиданно заметил змею исполинских размеров, мирно лежащую вдоль пещерной стены. Змея тоже почувствовала присутствие преподобного, отползла ко входу и закрыла его своим телом, как пробкой. Снежная буря осталась снаружи. Иоанникий несколько дней вместе со змеей спокойно пережидал ее  окончание. Когда установилась ясная погода преподобный погладил змею по голове и строго-настрого наказал, чтобы она не чинила людям зла.  Промыслом Божиим люди с одного острова в средиземном море  проведали о даре Иоанникия повелевать змеями. Они пришли к месту его проживания и стали умолять его: « Дорогой Иоанникий! На нашем острове водится столько змей, что они даже забираются в дома, заползают в церковь Божию и не дают спокойно молиться, кусают малых деток, никого не бояться и даже днем во множестве спят на городской площади. Помоги нам, избавь нас от змеиной напасти!». Иоаникий согласился. Он пришёл на злополученный  остров, поднял руки вверх и произнес: «Господи, помоги этим рабам Божиим!  Сделай так, чтобы все змеи покинули остров или низвергнулись в море». Земля мелко задрожала, и жители увидели чудное и страшное зрелище: из всех щелей, ям, пещер, скальных трещин, змеи стали собираться на главную площадь города. В скором времени из них составился  гигантский живой клубок. Он скользко переливался разными цветами, раздувался и опадал. Вдруг он на мгновение затих и покатился в гору. Достигнув плоской вершины, змеиный шар содрогнулся, рухнул в морскую бездну и потонул.  Больше никогда на том острове не водились никакие змеи, и даже сегодня он совершенно свободен от язвительного присутствия этих ползучих гадов.
 
Самый чудесный Божий дар
 
Великая слава разнеслась о святом  Иоанникии в стране  Византийской.  Люди, славили Бога за то, что Он даровал Своему святому небесную власть  над  земной природой, над всякой живой тварью. Они много раз видели в разных пределах страны, как Иоанникию кротко подчиняется и змеи, и львы, и дикие козы, и  даже мухи по его молитвам переставали докучать деткам! И люди бесконечным потоком потекли  с просьбами к преподобному, он скрывался от них, но они разыскивали его в любой местности, находили его прибежище  в самых потаенных уголках гор. С раннего утра до позднего вечера выслушивал житейские нужды людей Иоанникий и совершал бесчисленные чудеса. Он не мог даже спокойно прожевать кусок хлеба, и уединено помолиться Богу. Вконец притомившись,  преподобный, воздев руки, сказал: «Господи, прошу Тебя, сделай так, чтобы я мог становиться невидимым, когда пожелаю». Бог услышал Своего святого угодника и даровал ему дивный талант быть невидимым по собственному произволению. Настала для Иоанникия напряженная духовная жизнь. Он был тих, умягчен сердцем и совершенно счастлив. Заходили люди  в тесную пещерку преподобного, а там пусто, человеческим жильем даже не пахнет, вздохнут обескуражено и уходят. Духовная «шапка-невидимка» помогала Иоанникию.  Но недолго длился его  покой, вскоре люди по разным малым признакам разгадали святую хитрость преподобного и, заходя в пустую пещерку, начинали слезно канючить: «О, Иоанникий, пожалуйста, стань видимым! Нам очень нужно с тобой поговорить. У нас дети болеют, у нас урожай вот-вот засохнет, у нас буря крыши разметала, разбойники нас одолели. Нам нужна твоя молитвенная подмога! Сжалься над нами». И преподобный, любя и сострадая людям, выходил к ним  видимый и по доброму улыбающийся, исполняя все их просьбы и житейские докуки.  Вот каким «волшебством» обладал блаженный отец Иоанникий! Он был одной из ярких звезд среди бесчисленных созвездий святых на небосклоне Церкви. Припомним еще несколько чудесных «волшебных» историй из православных житий. Они в основном будут посвящены «скатерти-самобранке».
 
причастие апостолов
 
«Хлеб насущный», посланный  с небес
 
В «Древнем Патерике, изложенном по главам», другими словами, в поучительном сборнике о святых подвижниках, повествуется  об одном монахе, предпринявшему  многодневный путь по задворкам безжизненной пустыни. С собой по монашеской бедности у него не было ни воды, ни хлеба. Он решился на такое  страдательное дорожное предприятие  по великой духовной нужде, крепко надеясь на милость Божию. Его кроткую мольбу Господь услышал.  Монах трижды получал еду и питье от ангелов. В первый раз после молитвы он нашёл он три тёплых хлеба в своем плаще из овечьей шкуры, в другой раз ячменные лепешки и воду в кожаном мешочке,   а в третий раз в конце своего утомительного пути - вино в глинном кувшине  и теплые пшеничные хлебы. Насчет воды с хлебом все понятно, а зачем ангел принес монаху кувшин с вином? Всех обстоятельств монашеского блуждания по пустыни мы не знаем, видимо в данном случае, вино было ему преподнесено, как общеукрепляющее тонизирующее средство в кол-ве достаточном для завершения пути. Вообще, винный дар, не редко предоставляется отцам-пустыножителям  от Бога в крайних жизненных обстоятельствах по причине их  невероятно стеснительного многолетнего жития. В Священном Писании премудрый сын Сираха, Иисус, наставляет: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны (Сир. 31, 29-36). Бог не жадный трактирщик, а монахи-пустынники не алкоголики. В течение десятков лет, как например Павел Фивейский, проживший в полном пустынном одиночестве 90 лет, они досыта не пьют даже воду, ограничивая себя во всем: в еде, сне, одежде, общении с людьми. Поэтому не будем смущаться ангельским преподношением вина. Оно даруется в редких случаях  исключительно для поддержания безмерно истощенных физических сил. Например, Преподобный старец  Филофей пресвитер, живший в десятом веке, за свою святую жизнь удостоился от Бога дара чудотворений. Он совершил именем Христовым множество чудес. Однажды для поддержания веры в собратьях он одним словом сдвинул с места здоровенную скалу, в другой раз для облегчения монашеских подвигов отцов- пустынников   претворил  на праздник воду в вино.
 
 

еда

 
Ангельская «скатерть-самобранка»
 
Преподобный Иоанн, подвизавшийся в духовных трудах во второй половине шестого века, в некий благословенный час, увидев с порога своей природной пещерки-кельи паломника, пригласил его передохнуть в тени нерукотворных сводов. Войдя вместе в келью, святой Иоанн и паломник изумились. Невидимой рукой для них была приготовлена сытная трапеза. Пища, посланная Богом, была необычна для пустынного места.  На грубом столике аккуратно лежали хлебы чистые и горячие, жареная «хорошая» рыба, вино, и расставлены сосуды для питься.  Поблагодарив Бога, они сели и насытились. Еда была замечательно приготовлена и отличалась прекрасным вкусом. Попрощавшись с преподобным Иоанном, паломник вскоре посетил его друга - Симеона Юродивого. Старец Симеон удивил его еще больше.  Он ввел его в своё простое жилище и предложил ему точь в точь такую же трапезу, посланную Богом, какую преподобный Иоанн предложил страждущему страннику в пустыне. При этом за трапезой Симеон рассказал ему всё, о чём он беседовал с Иоанном в пустыне, далеко отстоящей от жилища юродивого старца. Так Господь духовно вразумил паломника. Он на примере двух трапез в пустыне показал, что истинные подвижники Божии живут по всей земле, порой в самых незначительных и диких местах, а не только в древних и знаменитых монастырях, что благодать Божия в силах напитать и душу и тело, где угодно и когда  угодно.
 
Преподобный Александр-кормитель
 
Преподобный Александр, основатель Обители Неусыпающих, другими словами - всегда бодрствующих, обратил ко Христу целый город людей, поклоняющихся идолам и самого городского начальника по имени Равул. Он наставлял их в Евангельских истинах и учил питать душу по слову апостола Павла «твердой» христианской пищей. Горожане во главе с градоначальником будучи еще духовно «молочными младенцами» превратно истолковав речения святого Александра, решили, что он насмехается над ними, увещевая их отказаться от земного пропитания.  Особенно слова преподобного возмутили маловерную душу Равула и он с неодобрением предложил: «Если ты, странник,  хочешь уверить меня в Божестве Христа, докажи мне это чудом, хотя бы один день пропитай меня и весь дом мой. Я знаю, что ты не сможешь этого сделать, будучи сам нищим пришельцем и даже для себя одного не имея на один день пищи. И если ты не в силах сделать этого в городе, то что сделаешь в пустыне, когда мы, оставив все, пойдем за тобой?». Но святой, имея великую надежду на Бога, смело ответил: «Возьми, сколько хочешь, домашних своих, также и друзей своих, кого знаешь, и веди всех целый день в какую-либо далекую от людей пустыню, — буду тут и я с вами; пусть никто не берет с собой ни малейшего куска хлеба или другой какой-либо пищи, и если Бог не напитает вас как некогда в пустыне Израильтян, то не верьте больше словам моим». Градоначальник со смехом согласился на предложение преподобного. Утром, встав рано и взяв с собой множество домашних и друзей, Равул отправился налегке в безлюдную непроходимую пустыню вместе с преподобным Александром.

Александ Конснатинополський

 
Когда солнце зашло и наступил вечер, они остановились в одном месте между двумя горами, не имевшего ни дороги, ни какого-либо человеческого следа. Святой Александр, по обычаю своему, стал совершать вечернее пение, а Равул и дружина его, будучи голодными с самого утра, ожидали, что будут есть. Им казалось, что они умрут в пустыне от голода и начали жестоко укорять преподобного.  Когда святой завершал свою молитву, домашние и горожане во главе с Равулом, вдруг увидели идущего к ним человека, как бы из простых крестьян, который вел за собой волов, нагруженных корзинами со всякой пищей. В корзинах они нашли  чистые и теплые хлеба, садовые и огородные плоды и множество другой самой разнообразной еды. Преподобный просто  предложил Равулу: «Возьмите эту пищу, и не будьте неверны, но верны». Люди с радостью приняли дар и стали с благодарностью ужинать. Градоначальник страшно изумился и сказал своим  маловерным друзьям: «Откуда явился в эту дикую  пустыню человек с таким количеством свежей, отменно приготовленной еды? Мы целый день шли, и то едва добрались до этого безлюдного места. Человеку же необходимо было встать и выйти из дома в полночь, чтобы дойти до места нашей стоянки. Но если он вышел даже и в полночь, то как хлебы эти оказались теплыми, как бы только сейчас их вынули из печи? Я ничего не понимаю!» Удивляясь таким образом, он спросил пришедшего человека: «Откуда ты и кто послал тебя сюда?» А тот отвечал: «Господин мой послал вам эту пищу, чтобы вы не были голодны». Когда Равул хотел еще подробней расспросить путника с волами о его Господине, тот вдруг стал невидим, ибо в образе простого человека им явился Ангел Божий. Но может быть, не менее удивительное было то, что вместе с Ангелом исчезли все до одного волы, до этого мирно щипавшие травку. Потрясенный чудом насыщения в пустыне градоначальник Равул через некоторое время станет епископом в городе Едессе и будет «право править Слово Истины».
 
 
 «Сапоги-скороходы» Антония Великого
 
Павел Фивейский в юности поселившись в пещере у подножия горы в Фиваидской пустыне, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, день и ночь пребывая в священном безмолвии и молитве. Питался он финиками и хлебом, который приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев святой укрывался от ночного холода и полуденной жары. Скончался преподобный Павел Фивейский в 341 году, когда ему было 113 лет. По смотрению Божию, незадолго до кончины преподобного Павла, Бог открыл о нем Антонию Великому. Отправившись на поиски пустынника, блаженный Антоний трехдневный путь до Павловой  пещеры проделал с такой скоростью, как будто летел на крыльях по воздуху. Ветер прохладой  овевал его голову. От быстрой чудесной ходьбы он даже не чувствовал вязкого песка под своими ногами. Встретившись с подвижником, и узнав обстоятельно о его судьбе и о духовных подвигах в пустыне, Антоний вернулся в свой монастырь. Путь его занял, как и полагается, человеческому пути, немалое время. Ноги его увязали в раскаленном песке, солнце беспощадно напекало голову. Не один раз с благоговением, без ропота на нынешний переход, вспоминал преподобный Антоний стремительный ангельский марш-бросок к пещере столетнего старца. 
 

Павел и Антоний

Преподобный Павел и преподобный Антоний

В житиях святых мы находим многочисленные свидетельства о почти молниеносной способности святых подвижников перемещаться на значительные расстояния. Первый опыт сверхъестественного, «волшебного» перемещения в Новозаветное время мы встречаем в книге «Деяний святых апостолов», но об этом в следующей заключительной части.